В Тюмени хотели сделать Копенгаген – не получилось
Зачем строить велодорожки, если по ним на тех же правах могут передвигаться пешеходы, роллеры, люди на самокатах и даже мопедах.
Вопрос риторический, повисший в воздухе как немой укор архитекторам комфортной среды для велосипедистов.

Этот вопрос характерен не только для Тюмени, но и для всех остальных городов России, где есть велодорожки.

Люди пишут одно и то же. Везде, велодорожка излюбленное место для прогулок мам с колясками. Ее обожают собаководы и просто граждане, которым плевать, что на асфальте нарисован значок велосипедиста. Сбил маму и коляску – отвечай по всей строгости закона. Задавил собачку – в лучшем случае вытри слезы одинокой женщине, владелице мопса. Обязательно найдутся люди, которые предпочитают соседнему тротуару велодорожку.



Говорят, нужно воспитывать культуру. Как, когда и каким образом? Когда все люди полюбят друг друга, в мире не будет войн?

В Европе, например, не стали ждать коммунизма и ввели значительные штрафы за вторжение на территорию велосипедиста пешеходов и прочих средств передвижения.

В России таких правовых норм нет. Собьешь человека на велодорожке и будешь отвечать по всей строгости закона.

Зачем тратить десятки миллионов рублей налогоплательщиков, если по дорожке вроде бы предназначенной для механического двухколесного друга нельзя передвигаться без помех.
Вопросами о велодвижении в условиях города задавался известный урбанист Аркадий Гершман, а также блогер Илья Варламов.
Вот, что Гершман пишет по этому поводу:
В последнее время в российских городах стали массово появляться велодорожки. Хотя как велодорожки? Просто посылают дворника с кисточкой рисовать белую линию на тротуаре.

Происходит это из-за того, что чиновники где-то услышали, что велосипед это модно, или посмотрели на Копенгаген, и захотели сделать Копенгаген у себя. Посмотрели, запомнили, а в детали решили не вдаваться - не до этого, в итоге по стране идёт массовый перенос велодорожек паркового образца на городские улицы. А между тем, такие велодорожки не только не улучшают велосреду, но и приносят больше вреда пешеходам и велосипедистам.
Урбанист задается вопросом: так почему они плохи?
На то есть несколько причин:
Если мы делаем велоинфраструктуру для транспортных целей, то она отличается от прогулочных велодорожек. Когда человек едет по делам, то он едет быстрее, чем когда любуется рекой или лесом. И это довольно критично. А маневрировать и объезжать людей не только очень неприятно и опасно, но и съедает скорость.

Отсюда, кстати, следует вторая причина. По велодорожкам велосипедисты едут быстро, а пешеходы воспринимают эту территорию как свою, то у нас получается конфликт двух групп, из-за чего одни мешают другим, хотя виновата неправильная инфраструктура. О каком развитии велодвижения можно говорить, когда ты едешь, а тебя все ненавидят, а ты ненавидишь всех в ответ?
Велодорожки, по мнению Аркадия Гершмана, должны отделяться и от автомобилистов и от пешеходов буферными зонами, как это сделано в Вашингтоне. Буферная зона дает однозначно понять пешеходам, что это скорее дорога, чем тротуар. В итоге велосипедисты могут ехать с нормальной скоростью.
Урбанист приходит к выводу о том, что правильная велоинфраструктура делает город удобным для всех людей и стимулирует поездки на велосипеде, а неправильная натравливает одних на других и оборачивается в обычное выкидывание денег насмарку. В итоге куда проще ехать по дороге, чем по неправильной велодорожке. Не повторяйте чужих ошибок, делайте правильные велополосы.
Ситуация изрядно злит и тюменцев. В группе Вконтакте «ЧС Тюмень» Иван Овсянкин опубликовал пост о велодвижении в парке Затюменский. Приводим его целиком, поскольку под ним подпишутся все велосипедисты нашего города.
«Уважаемые посетители экопарка Затюменского! Меня, конечно, очень радует, что ваше стремление быть к природе безгранично, но также и огорчает, что безгранично ваше невежество. Пишу сюда, как велосипедист, который вынужден испытывать адские муки, связанные с моим передвижением по ВЕЛОДОРОЖКЕ, вроде бы для этого и предназначенной. А именно - 90 процентов пешеходов используют ее для передвижения. Из них 50 процентов маленьких детей на самокатах, которые наглядно демонстрируют броуновское движение. Отдельный респект тем ларькам с кофе, которые создают людскую очередь прямо на велодорожке. Хозяева проката электросамокатов, видимо, только что закончили 7-8 класс и пока не могут понять сути всего происходящего, поэтому и используют дорожку в качестве своего пристанища. Простить могу лишь тем, кто дальтонизмом страдает, ведь дорожка КРАСНОГО цвета! Если у ваших детей, в силу их возраста, или же у вас самих отсутствует инстинкт самосохранения, то будьте так добры, выберите себе другое место для прогулки. А лучше просто передвигайтесь правильно. Наболело».
Как регулируется на велосипедных дорожках
движение велосипедистов и пешеходов?
Дмитрий Перевалов, заместитель директора по учебной части УПК «Автомобилист» ответил на вопросы "Нашего города"
По его словам, велосипедная дорожка – это отдельное сооружение, а на автодороге может быть только велополоса. Если пешеход по велосипедной дорожке двигается, то никакого наказания за это он не несет.
Если велосипедист сбивает пешехода на велодорожке, то будет отвечать велосипедист.
«Он же управляет транспортным средством, почему он вправе давить пешехода? Конкретной статьи по поводу движения по велосипедной дорожке пешеходов нет. По правилам, если есть велодорожка, то велосипедист должен двигаться именно по ней, а не по проезжей части», - объяснил Дмитрий Перевалов.
Существует три типа: велосипедная дорожка, пешеходная дорожка и велопешеходная. Регламента как по ним двигаться не существует.
«Есть знаки, есть разметка, ориентирующая в каком направлении вам лучше было идти, чтобы не сталкиваться друг с другом. Но за игнорирование таких рекомендаций нет никакой ответственности. Эту проблему можно решить в плане гражданской ответственности. Если есть у кого-то претензии к другому гражданину – пусть он их решает, подает гражданский иск», - пояснил Дмитрий Перевалов.



Если велосипедист наедет на пешехода, то кому будет хуже?
«Я сам передвигаюсь по велопешеходным дорожкам и пешеходы абсолютно невнимательны и беспечны, но это не значит, что на них нужно наезжать. У нас пока в России нет культуры: каждый сам за себя, водители не любят пешеходов, велосипедистов одинаково все не уважают», - говорит представитель учебного комбината для будущих автомобилистов.
По словам Перевалова, по велосипедной дорожке можно двигаться и на мопедах, скорость которого не должна превышать 50 км в час. Если объем двигателя транспортного средства позволяет развивать скорость выше, то это будет относиться уже к мотоциклам. Если говорить о людях, которые передвигаются на электросамокатах, самокатах, роликах, то все они относятся к пешеходам. Что такое самокат? Пока в правилах нет определения.