Posted 13 января 2012,, 14:33

Published 13 января 2012,, 14:33

Modified 11 ноября 2022,, 20:19

Updated 11 ноября 2022,, 20:19

Давили или нет в тюменской полиции на акционеров ТНК-ВР?

13 января 2012, 14:33
В деле почти на полтриллиона рублей 12 января случился новый поворот. В этот день в Тюмени прошла пресс-конференция, организованная московским адвокатским бюро «Линия права». На встречу с прессой приехал и замначальника УМВД по Тюменской области, правда, о его присутствии организаторы некоторое время и не подозревали. И в этот же день в газете «Ведомости» было опубликовано открытое письмо миноритарных акционеров «ТНК-ВР Холдинг» Президенту РФ Дмитрию Медведеву.

В деле почти на полтриллиона рублей 12 января случился новый поворот. В этот день в Тюмени прошла пресс-конференция, организованная московским адвокатским бюро «Линия права». На встречу с прессой приехал и замначальника УМВД по Тюменской области, правда, о его присутствии организаторы некоторое время и не подозревали. И в этот же день в газете «Ведомости» было опубликовано открытое письмо миноритарных акционеров «ТНК-ВР Холдинг» Президенту РФ Дмитрию Медведеву.

(Миноритарный акционер — это владелец небольшого количества акций компании; размер пакета акций не позволяет ему напрямую участвовать в управлении компанией).

В первой части письма президенту акционеры ОАО «ТНК-ВР Холдинг» (ТБХ) сформулировали суть иска к совету директоров холдинга: «Мы считаем, что номинированные ВР члены совета директоров ОАО „ТНК-BP Холдинг“ действовали не в интересах ОАО „ТНК-BP Холдинг“ в ситуации, когда международная корпорация ВР, по нашему мнению, грубо нарушила обязательство осуществлять свою деятельность в России только через компании ТНК-BP, заключив стратегический альянс с компанией Роснефть в январе 2011 года».

Возможно, понять с ходу суть иска человеку стороннему сложно. Представители адвокатского бюро «Линия права» на пресс-конференции постарались разъяснить претензии и требования миноритариев, несколько раз подчеркнув: речь идет о гражданско-правовом споре. То есть о таком споре, который затрагивает интересы только двух сторон — миноритариев и компании, и разрешать спор можно и нужно в арбитражном суде.

Однако далее в письме президенту миноритарии заявляют о «беспрецедентном давлении, которое вдруг стало оказываться на нас со стороны правоохранительных органов». Миноритарии сообщают президенту, что подали жалобы в прокуратуру Тюменской области, следственный комитет, УМВД и губернатору.

«Нас пугают заведением уголовных дел, предлагают отказаться от своих исковых требований и дать против себя ложные показания. Все это отражается на атмосфере в наших семьях, особенно на престарелых родителях, которые не понимают, почему их детей регулярно вызывают в полицию».

В письме сказано также, что в России критическая ситуация с защитой интересов миноритарных акционеров.

Под письмом президенту стоят подписи миноритарных акционеров ТНК-BP Холдинга — Андрея Прохорова и еще пяти человек. Однако уже на этапе формирования исков к ТБХ в 2011 году миноритарии доверили представлять свои интересы московскому адвокатскому бюро «Линия права».

На пресс-конференции адвокат, партнер адвокатского бюро «Линия права» Дмитрий Чепуренко пояснил, что в Арбитражный суд было подано два иска, — к членам совета директоров ТБХ и к двум компаниям, которые являются материнскими по отношению к ТНК-ВР Холдинг.

Напомним, убыток от действий совета директоров миноритарии оценили в 87 млрд. рублей, еще на 409 млрд рублей был подан иск к двум материнским компаниям.

Дмитрий Чепуренко еще раз обрисовал тюменским журналистам сегодняшнюю ситуацию: «Представители УМВД области стали активно вызывать акционеров для т.н. бесед, у них почему-то проснулся интерес к данному делу. Стали задаваться вопросы, касающиеся как самого дела, так и просьбы об отказе от своих исковых требований, отзыве доверенностей, которые были выданы адвокатскому бюро „Линия права“. Нам непонятно, почему гражданско-правовой спор вызвал такой интерес у правоохранительных органов. Более того, почему вдруг началось такое давление с целью, чтобы акционеры, которые защищают свои права, отказались от этих требований. Мы полагаем, что это не правомерно».

Вести речь на пресс-конференции только о давлении со стороны правоохранительных органов на миноритариев ТБХ не получилось — участники обращались и к самим искам, поданным в арбитраж. И, наверное, это логично.

Один из вопросов, который корреспондент Nashgorod.ru задал Андрею Прохорову, касался именно исходной точки конфликта: мелкие акционеры (рядовые граждане) как правило, не в курсе дел своих компаний, и не следят за соблюдением договоренностей во время переговоров с другими компаниями. Как удалось тюменцу разобраться в нарушении, которое, по его мнению, допустила ВР?

Ответить на этот вопрос ведущий пресс-конференцию предложил другому миноритарию ТБХ — Александр Зыза был одним из инициаторов исков.

«Я работаю в инвестиционной компании в Тюмени и, кроме того, я частный инвестор, — сказал Александр. — Я наблюдаю, что зачастую права миноритарных акционеров нарушаются. Например, предприятие получило прибыль, но дивиденды не выплачивает — интересы акционеров игнорирует»…

Свои действия Александр объяснил так: «Я решил выразить свою социальную позицию». И затем еще раз сказал: «Я взрослый мужчина, у меня есть машина, квартира, гараж, и я решил выразить свою социальную позицию».

Он также добавил, что достаточно долго обдумывал все, прежде чем подать иски, советовался со знакомыми тюменскими адвокатами. Его поддержали, но сказали, что лучшие юристы по хозяйственным спорам — в Москве, а не в Тюмени. «Мы обратились в „Линию права“. Меня поддержали Андрей (Прохоров — Ред.) и другие», — закончил Александр свой рассказ.

Почему московское адвокатское бюро взялось за дело тюменских миноритариев и оплачивает все расходы по судебным процессам?

Дмитрий Чепуренко пояснил: «У адвокатского бюро был свой интерес. Поскольку данных исков у нас в России не было и нет, он идет в авангарде, тем и интересен. Это практикообразующий вопрос, поэтому мы решили попробовать».

Журналисты еще раз спросили: в чем материальная выгода для «Линии права» и миноритариев в этом деле? Ведь если даже будет принято решение об удовлетворении иска миноритариев, денежные средства получит ТНК-BP Холдинг. Дмитрий Чепуренко согласился, что это действительно так, однако от объяснения — в чем материальная выгода — уклонился.

И только после этого речь пошла о давлении правоохранительных органов на миноритарных акционеров, которое, надо полагать, и послужило поводом для пресс-конференции и открытого письма президенту. Представители «Линии права» предложили здесь дать слово Андрею Прохорову — его чаще других вызывали в УМВД.

Андрей сказал, что спустя несколько дней после того, как в сентябре прошли обыски в офисе ТБХ, его пригласили на беседу в УМВД и предложили ответить на 15 вопросов, среди которых были вопросы личного плана, вопросы по акциям, взаимоотношениям с адвокатской конторой. Тогда же из полиции были звонки и другим миноритариям. После некоторого перерыва, в декабре, вызовы в полицию возобновились.

«Как-то я уловил некоторое отторжение, — рассказал на пресс-конференции Андрей Прохоров о своих визитах в полицию. — Ну и давление в какой-то мере. Не только я, остальные тоже. Такой нахрапистый прием…».

«Линия права написала 27 декабря в пресс-релизе, что Вы отказались от своих претензий. Почему отказались»? — спросили у Андрея журналисты. «Это был не самый хороший день в моей жизни», — ответил миноритарий. И затем добавил: «Произошел надлом какой-то психологический. О чем я сожалею. Но спасибо товарищам, потом поддержали меня и поняли».

Представитель «Линии права» добавил: «Андрей рассказывал потом, что это заявление было написано фактически под диктовку».

«По моим ощущениям, — сказал Андрей Прохоров, — стояла какая-то конкретная задача, остановить нас или что-то в этом роде». Тюменские журналисты просили уточнить: в чем именно выражалось давление, какие слова прозвучали? «Я сейчас не буду говорить, что звучало, что нет, — ответил Андрей Прохоров. — Мы подали жалобу, и соответствующие органы будут проводить проверку».

Вот тогда и объявил о своем присутствии замначальника полиции Сергей Комсюков. Он представился и сказал, что отправлен на пресс-конференцию начальником УМВД области дать объяснения. Сам же считает, что «не надо делать из полиции монстра».

«У нас были обращения по поводу незаконных действий миноритарных акционеров, — сказал Сергей Комсюков. — Обращения официально зарегистрированы. Мы провели проверку. Было принято решение о прекращении дальнейшей проверки в связи с тем, что на данный момент это — спор двух хозяйствующих субъектов». Никакого «выбивания» показаний, угроз не было — заявил замначальника УМВД.

Ощущения Андрея Прохорова у него не вызвали доверия: «Мною лично были проинструктированы сотрудники, которые этим делом занимаются — в связи с тем, что суммы фигурируют там большие, фирмы серьезные. Я под свое слово даю гарантию, что никто ни на кого там не „наезжал“. Никто ничьи интересы не отстаивал».

«По поводу проверки, которую проводят правоохранительные органы — прокуратура области и УСБ, — продолжал Сергей Комсюков. — Я был в прокуратуре области, все наши действия признаны законными, нарушений с нашей стороны нет. Чью-либо сторону из двух хозяйствующих субъектов мы не занимали, не занимаем. Документы по проведенной проверке мы никуда не предоставляли — ни одна из сторон к ним доступа не имеет».

Ему не задавали вопрос о том, откуда же взялись заявления о «беспрецедентном давлении», но он сам попытался объяснить: «В связи с чем это раздуто? Я думаю, начинается тяжба, в которую пытаются втянуть полицию».

Что за обращения были в полицию, по которым проводились проверки? На этот вопрос Сергей Комсюков отвечать не хотел — переадресовал журналистов в прокуратуру. Заметил только: обращения в УМВД были по поводу того, что миноритариев пытаются использовать для рейдерского захвата предприятия.

Только эту часть высказываний замначальника полиции прокомментировал от «Линии права» Дмитрий Чепуренко: ссылки на рейдерские захваты — это нонсенс.

Если у замначальника УМВД области родилось предположение, что силовиков хотят втянуть в конфликт, то у журналистов — что они присутствуют на инсценировке. Поэтому был задан вопрос: не стоит ли за исками миноритариев совсем другие фигуры, в частности, консорциум AAR. На что Дмитрий Чепуренко ответил отрицательно: «Мы защищаем миноритарных акционеров, и больше ничьи права и интересы мы не отстаиваем».

В завершении встречи он подчеркнул, что в этом деле миноритарии и «Линия права» готовы пройти все инстанции вплоть до Высшего Арбитражного суда.

"