Posted 2 мая 2012,, 08:05

Published 2 мая 2012,, 08:05

Modified 11 ноября 2022,, 18:54

Updated 11 ноября 2022,, 18:54

Владимир Кипер: Инженеры и директора институтов выходят из автомодельного спорта

2 мая 2012, 08:05
В 2012 году отмечается 60 лет с открытия первой станции юных техников в Тюменской области. О том, что изменилось за эти годы в области технического спорта и творчества, рассказал заведующий отделением спортивно-технического творчества областного центра дополнительного образования детей и молодежи Владимир Кипер.

Владимир Павлович, вы уже 40 лет преподаете детям техническое искусство. Расскажите, кто ваши ученики сегодня, как проходит процесс обучения?

Ребята занимаются с 10 лет и примерно до 20 лет. Материалы, которые мы применяем для своих моделей, абсолютно разные. Самые первые – из полистирола, пластика ПВХ, оргстекла. Корпус моделей делается из картона - ребята познают азы автомоделирования. Первые инструменты, с которыми они знакомятся, это лобзик, ножовка, напильник.

Программа «Автомодельный спорт» подразумевает трехгодичную систему обучения. Первоначально мы изучаем простейшие системы L2, L3 с электрическими двигателями. По ним мы проводим соревнования прямо в холле 3 этажа. Дальше ребята делают гоночные модели аэросаней с двигателями внутреннего сгорания, модели-копии и - более современные – радиоуправляемые модели автомобилей.

Двигатели сами собираете или используете уже готовые?

Двигатели внутреннего сгорания идут заводского производства. Есть такие классы моделей, где ребята двигатель с элементами картера или каких-то еще частей переделывают сами, разрабатывают чертежи, конструкцию. Элемент творчества обязательно присутствует в некоторых классах моделей, где используются двигатели внутреннего сгорания.

Дорогостоящее это занятие?

Самая простейшая модель с электрическим двигателем – она, конечно, копеечная. Эти двигатели раньше стоили по одному рублю, а у нас со старых времен остались запасы. Первая модель выйдет рублей в 200, не считая систему обучения. Следующие модели, с двигателями внутреннего сгорания, будут подороже - уже около 6-7 тысяч рублей, если вы хотите, чтобы ваша модель была конкурентоспособна. Те заготовки, из которых делаются модели, тоже дорожают. Например, рамы делаются из титана. Килограмм титана стоит около 1 тысячи рублей, а на модельку надо грамм 500. Опять же у нас еще есть запасы со старых времен. Но, например, дюралюминий, что-то еще, мы покупаем. Такая моделька может обойтись тысяч в 8-9. Если говорить о более серьезных, гоночных модельках, то их стоимость может достигать 50 тысяч. Здесь уже необходимо изготовление редуктора, шестеренок, колес, резины. Все это высокотехнологичные вещи, материалы нужны крепкие, высокого качества. Соответственно, затраты на такие модели намного выше. Это, конечно, не разовые вливания, постепенно, по мере изготовления. То есть ребенок может вначале простейшую модель сделать, потом что-то перестроить, добавить.

Еще более сложные модели – радиоуправляемые. Они, по сути, покупные. Индустрия автомоделизма шагнула далеко вперед. Там применяются такие высокотехнологичные материалы, современная электроника. Все это приводит к тому, что стоимость самой модели доходит до 25 тысяч рублей, а ее использование и участие на соревнованиях – еще плюс 15-20 тысяч. Потому что если вы профессионально занимаетесь, то вам нужно два комплекта «резины», причем на каждый сезон – новая. Скорость очень высокая, «резина» постоянно изнашивается. Кроме того, для настройки радиоуправляемых моделей нужны целые комплексы: стенды для развала – схождения, стенды диагональной конфигурации модели, специальное оборудование для тестирования мотора, аккумулятора – все, как в настоящем автоспорте.

Есть ли мода на определенные модели копий?

Самое интересное, что детям нравится в автомоделизме, - это модели-копии. Потому что каждый ребенок в свое время мечтал, чтобы у него был какой-то автомобиль, и эта мечта воплощается в той модельке, которую он делает. Раньше дети выбирали модель, в первую очередь исходя из спортивных характеристик автомобиля: например, чтобы был задний привод – там проще расположить двигатель, да и по динамике они больше подходили к нашим моделям. Сейчас ребята выбирают то, что нравится. Одна из сегодняшних работ – «Форд Мустанг» 1965 года. Ребенок делает ее с таким удовольствием! Он видит, как крыло автомобиля постепенно обрастает «одеждой», да еще такой стильной! Каждому ребенку это очень приятно. Готовят у нас модели «Феррари», взялись за «Бугатти Вейрон» - довольно сложный автомобиль. Мы стараемся не навязывать свое мнение. Представьте, вы навяжете ребенку изготовление модели, которая ему не нравится, желания делать ее не будет.

За 40 лет вашей работы ли моделирование стало более или менее популярным?

Смотря с чем сравнивать, если взять советские времена, то в нашей области была 21 станция юных техников, они открывались в районах, небольших населенных пунктах, соответственно тогда этим делом занималось несколько тысяч детей. Сегодня на юге области есть станции в пяти территориях. В поселках станций юных техников как таковых нет. Есть только станция в Новотарманске и клуб авиамоделизма в поселке Московском. И то некоторые учреждения перепрофилировались, техническое творчество там развивается только на начальном этапе. В Тобольске, по сути, только судомодельный кружок работает, в Ялуторовске – картинг, авиа- и автомодельный кружки.

А по сравнению с другими регионами, насколько у нас развито это направление?

Тюменская область имеет значительные успехи в технических видах спорта. Но опять же есть определенные направления, в которых мы не очень сильны. У нас есть чемпионы мира, победители всероссийских соревнований в классе радиоуправляемых яхт. Хотелось бы, чтобы к ним подтянулся такой вид, как судомоделирование копий. Пока больших успехов у них нет.

В авиамоделизме у нас сильно развит воздушный бой – соревнования зрелищные. Достаточно сказать, что едва ли не единственный в России специализированный картодром для воздушного боя построен в поселке Московском. Там проводится большое количество соревнования, а где соревнования – там и успехи. Есть у нас высокие результаты – призеры чемпионатов России и даже чемпионатов Европы.

Также развивается и радиоуправляемый автомоделизм – новое популярное управление, им могут заниматься и те, кто в клубах не занимаются: люди покупают готовые модели, совершенствуют их и выступают с ними на соревнованиях. Автомодельный спорт в Тюменской области развивается уже 50 с лишним лет. Поэтому успехи очень хорошие. По оснащению у нас одна из лучших лабораторий в России, станочный парк и квалификация педагогов позволяет нашим детям конкурировать на всех уровнях и видах соревнований. Есть победители международных соревнований, многократные чемпионы России. Уже около 15 наших детей стали лауреатами президентского гранта - довольно приличные премии, ребята с удовольствием участвуют в конкурсе. Если честно, мне кажется, в области нет такого направления, где было бы столько президентских стипендиатов. Уже в 2012 году у нас есть два ученика, которые завоевали эти гранты, а их всего на автомодельный спорт за год выдают пять штук. Но у ребят есть шансы еще летом за них посоревноваться.

Что значит для вас создание детского технопарка?

Это новое направление, которое мы развиваем совместно с департаментом по спорту и молодежной политике. Это наше желание побудить детей к изобретательству, рационализации. То есть работать над проектами, которые позволят детям проявить себя в качестве начинающих изобретателей, логически осознанно преподнести свое изобретение. Задача сотрудников детского технопарка – помочь детям в их работе. Технопарк как раз и создан для того, чтобы активную часть молодежи поддерживать, дать возможность им развиваться, помогать, находить для их работ гранты, инвесторов. Может быть, это громкие слова, но вдруг найдется у нас ребенок, который сможет придумать что-то такое. Мы ему поможем, чтобы он мог пойти дальше.

Кроме того, при создании технопарка у нас вводятся новые направления обучения, одно из них - роботизация. Мы приобрели несколько лего-роботов, которые позволяют детям пройти курс обучения по программированию. Пусть оно будет простейшее, но дети уже будут понимать, какие функции можно заложить в этого робота, как его научить ходить, какие задать ему движения, функционал. В будущем такие навыки позволят детям работать в областях, где применяются системы автоматизации, программное проектирование, инженерные графики и т.д.

Вы общаетесь с теми, кого раньше учили? Ученики выбирают инженерные специальности?

Вообще одна из немаловажных частей нашей работы, я считаю, это профориентация детей. Чтобы в будущем они выбирали профессию, связанную с техникой: инженеры-конструкторы, инженеры-технологи. Как правило, те ребята, которые прошли у нас обучение, в последующем выбирают специальности, связанные с техникой. У нас есть ученики, которые работают директорами институтов. В Нефтегазовом университете директор Института информатики – наш ученик, который много лет занимался автомодельным спортом. В институте они занимаются передовыми технологиями, инновациями в программировании. И таких примеров можно привести много.

"