Posted 2 апреля 2013,, 04:23

Published 2 апреля 2013,, 04:23

Modified 11 ноября 2022,, 19:03

Updated 11 ноября 2022,, 19:03

Крушение ATR-72: год со дня трагедии

2 апреля 2013, 04:23
Прошел год со дня крушения вблизи села Горьковка самолета ATR-72. В авиакатастрофе погибли 33 человека, десятерым удалось выжить. То, что произошло 2 апреля 2012 года, останется в памяти людей как одна из самых трагичных страниц новейшей истории Тюмени. Сегодня в нашем городе вспоминают жертв авиакатастрофы. Во всех крупных храмах Тюмени пройдут заупокойные службы, а вечером неравнодушные горожане соберутся на площади Памяти.

Прошел год со дня крушения вблизи села Горьковка самолета ATR-72. В авиакатастрофе погибли 33 человека, десятерым удалось выжить. То, что произошло 2 апреля 2012 года, останется в памяти людей как одна из самых трагичных страниц новейшей истории Тюмени. Сегодня в нашем городе вспоминают жертв авиакатастрофы. Во всех крупных храмах Тюмени пройдут заупокойные службы, а вечером неравнодушные горожане соберутся на площади Памяти.

Утром 2 апреля 2012 года звуки сирен нарушили безмятежность просыпающегося города. Плохие новости распространяются быстро: под Тюменью упал самолет. Через некоторое время тысячи горожан следили в СМИ за постоянно обновляющейся информацией.

Самолет ATR-72 авиакомпании «ЮТэйр», выполнявший утренний рейс «Тюмень-Сургут», упав на землю, разбился на три части и загорелся. На место происшествия незамедлительно выехали спецслужбы. Более 200 человек тушили огонь, искали среди обломков людей, эвакуировали погибших и пострадавших.

Рассказывает пожарный отдельного поста ОФПС № 19 из села Горьковка Анатолий Колпащиков, который одним из первых оказался на месте трагедии: «Расстояние небольшое, несколько километров. Если бы не овраги, снег и непролазная полевая грязь, доехали бы еще быстрее. Когда мы выехали напрямую, увидели весь масштаб произошедшего. Не стану описывать, это, что называется, не для прессы. Мы сразу же развернули необходимое оборудование и приступили к тушению. Достаточно быстро сбили пламя на основном участке, вскоре подтянулись основные силы. Городские подразделения пожарной охраны, спасатели ТОСЭР, милиция, медики и другие службы, над местом падения самолета закружили вертолеты. Одного из пострадавших мы посадили в кабину своего „зилка“: мужчина родился „в рубашке“, видимых повреждений на нем не было. Он сильно замерз, говорил, что ему холодно. Видимо, состояние шока сказывалось. Мы включили печку посильнее, как могли, поддерживали с ним разговор. Буквально через пару минут его забрали врачи: они сделали парню укол и унесли к вертолету».

С места крушения эвакуировали 29 погибших и 14 пострадавших. Выжившие в авиакатастрофе в тяжелом и крайне тяжелом состоянии были доставлены в больницы Тюмени с черепно-мозговыми травмами, переломами и ожогами. Жизнь четверых раненых спасти не удалось. Десять пострадавших оставались в больнице достаточно долгое время: последнего из выживших в авиакатастрофе выписали лишь в июне. За состоянием раненых следил весь город, тюменцы активно сдавали кровь для пострадавших: такого ажиотажа станция переливания еще не видела, донорами стали сотни человек.

Списки погибших и выживших появились достаточно быстро. Родственники пассажиров и членов экипажа злополучного рейса искали в них имена близких людей с верой на чудо. Многие до последнего отказывались верить в смерть любимого человека, надеясь, что произошла ошибка. Одна ошибка действительно произошла, и это стало радостью для одной семьи и горем для другой. Дмитрий Иванюта, числившийся в списке жертв авиакатастрофы, нашелся в больнице, его опознали родственники. Молодого человека перепутали с погибшим Константином Пейлем. Сестра Дмитрия, Анастасия Иванюта, опубликовала в своем дневнике обращение для СМИ, в котором описала все, что пережила ее семья в те апрельские дни.

«…Родители и друзья ждали в машине возле здания больницы. Состояние каждого из нас в этот момент было близко к помешательству. Вещи Димы были в самолете. Димы в самолете не было. Так не бывает. В очередной раз, перелистывая фото со словами: „Не он, не он, не он…“, мы с Наилей сидели рядом со следователем. И тут звонок. Что было дальше, я почти не помню. Помню, что мы бежали по лестнице так, что за нами выбегали работники этого здания. Помню, что при виде нас все родные и друзья выскочили из машины, и я, разведя руки и задыхаясь, кричала „жив, жив, жив!“ А сама думала, нам счастье, а кому-то горе такое, что невозможно выразить. Дальше мы вбежали в приемный покой. Следователь вел меня по коридору и сказал: „это он“. Скинув одежду и обувь, босая подойдя к брату в палате, я рыдала: „Димочка, Димочка, это Димочка“. Родители в приемной уже обзванивали родных. Свершилось. Мы так долго его искали, мы его нашли», — написала Анастасия.

По факту крушения было возбуждено уголовное дело по ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). Основная версия — самолет упал из-за того, что предварительно не был обработан жидкостью, препятствующей обледенению. После трагедии пилотов авиакомпании «ЮТэйр» обязали обрабатывать самолеты средством против обледенения, вне зависимости от того, есть для этого причины или нет. Раньше это оставлялось на усмотрение командира экипажа. Накануне Межгосударственный авиационный комитет объявил о том, что готов проект окончательного отчета по результатам расследования тюменской катастрофы. Он будет опубликован после того, как с документами ознакомятся и дадут свои комментарии представители государств, участвовавших в расследовании (напомним, самолет ATR был разработан и изготовлен во Франции). «В ходе расследования необходимая информация и оперативные рекомендации по повышению безопасности полетов были доведены до соответствующих уполномоченных органов и заинтересованных организаций», — сообщается на сайте МАК.

Семьи погибших получили по 2 миллиона рублей от авиакомпании «ЮТэйр». Еще по 1,5 миллиона рублей выделило государство. Выжившие пассажиры самолета также получили деньги от губернатора области и материальную компенсацию по страховке. Суммы у всех разные, однако о 2 миллионах, о которых писали СМИ в первые дни после авиакатастрофы, речи не идет. Хотя, конечно, не в суммах дело. «Никакие деньги не заменят здоровья», — говорит один из выживших в авиакатастрофе Николай Игнатьев.

Сегодня, спустя год после трагедии, тюменцы почтят память погибших пассажиров и членов экипажа самолета ATR-72 на площади Памяти. В 20.00 там начнется акция «Мы скорбим». Неравнодушные горожане помолчат в память о погибших, возложат цветы и зажгут свечи.

"