Posted 27 мая 2013,, 03:45

Published 27 мая 2013,, 03:45

Modified 11 ноября 2022,, 19:05

Updated 11 ноября 2022,, 19:05

«Дни Турбиных»: повторение пройденного

27 мая 2013, 03:45
В пятницу в Тюменском драмтеатре состоялась премьера спектакля «Дни Турбиных» по одноименной пьесе (сценическая обработка романа «Белая гвардия» Булгакова). Творческому коллективу ТДТ исторический материал обеспечил необычный опыт. Художникам предстояло воссоздать атмосферу революционного времени на Украине, а актерам попробовать себя в новых ролях.

В пятницу в Тюменском драмтеатре состоялась премьера спектакля «Дни Турбиных» по одноименной пьесе (сценическая обработка романа «Белая гвардия» Булгакова). Творческому коллективу ТДТ исторический материал обеспечил необычный опыт. Художникам предстояло воссоздать атмосферу революционного времени на Украине, а актерам попробовать себя в новых ролях.

Например, Сергей Скобелев предстал в роли полковника генштаба (он был сдержан и строг), хотя зачастую воплощает комических или эпатажных персонажей. Интересным было и режиссерское решение. Три колдуньи – это сквозные мистические персонажи, которые стали объединяющим звеном всего спектакля. В их сумасшедших плясках объединилась вся несправедливость (немцы, большевики), совершенная в отношении семьи Турбинных, всех честных офицеров и тогдашней России. Однако, в спектакле «Дни Турбиных» есть недостатки, которые исказили сложный исторический материал и сделали его неприятным для зрителя.

Революционные события на Украине с самого начала складывались не в пользу Российской империи. Командование не было готово к противостоянию Красной армии и нападению атамана Петлюры. В разгар военных событий гетман всея Украины (Владимир Орел), переодевшись немецким солдатом, покидает Киев.

В таких условиях оказалась семья Турбиных. Сценическая жизнь, которую им дал режиссер, не сформировала представления о белогвардейцах и русской интеллигенции. Будто на сцене оказалась обычная семья, а не Турбины, воспитанные в лучших традициях русской культуры. Мы видим, как они выпивают, злятся, решают свои личностные проблемы, в то время как рушится мир, полный достоинства, традиций и достижений.

Можно подумать, что смысл всего спектакля как раз состоит в том, чтобы продемонстрировать, как рушились духовные основы семьи и героев. Скорее всего, для Булгакова было важнее показать не их падение, а их благородную сущность, в которую он всегда верил, с которой жил и в Советской России. Хорошо было бы обратиться к дворянским корням и понять, что мы потеряли в те годы.

В спектакле не было ритмического развития, все происходящее было подчинено тревожности, которая исходила отовсюду: музыка, напряженная речь, мизансцены со стульями, внутреннее действие героев. Неизменяющаяся траурная атмосфера, с которой спектакль заявил о себе, совсем омрачила представление о Белой гвардии. Иногда монотонность прерывалась новым действием, например, детскими воспоминаниями. Елена Турбина (Евгения Казакова) вдруг погружается в них после смерти ее брата Алексея (Александра Тихонова).

Лирическое настроение, во многом созданное благодаря художнику по свету и большой люстре из старого театра на улице Герцена, иногда было уместно, например, в любовных сценах. Динамика изменилась в сцене, когда полковник Алексей Турбин распустил офицеров и приказал срывать погоны и бежать. В сценографии задействованы стулья.

Настоящей исторической драмы не получилось. Творческий коллектив пошел по легкому пути: хочешь поставить историческую пьесу, обязательно обрати внимание на любовную линию. Зрителю же хочется увидеть неповторимый, новый взгляд на проблему. На таком материале это – возможно, смелый шаг, потому что большинство предпочитает тему Гражданской войны обходить стороной.

Исторический материал на сцене театра может служить разным целям, но самая благородная – это переосмысление своего прошлого. Особенно в то время, когда весь патриотизм сводится к пропаганде, где лишь повторяется пройденное в надежде на светлое будущее. Финальная реплика «кому пролог, а кому эпилог» не прояснила для зрителя, что эта война значит для героев.

В спектакле Турбины и их друзья сидят за столом и празднуют. Ну пошатнулась люстра, ну тикают часы на протяжении всего действия и даже звучит напряженная музыка! Но эти выразительные средства вызывают только недоумение, потому что никак не характеризуют Турбинных и их сущность, никак не подводят нас к судьбе Белой гвардии и даже «с натяжкой» не отражают историческое время. Ничего не говорящие «киношные» штампы. Вместо многогранного изображения Гражданской войны режиссер Петр Шерешевский романтизировал её героев при помощи распространенных приемов, таким образом, поставив спектакль в ряд многочисленных исторических фильмов и сериалов.

Варвара Сополева

Фото: Андрей Павлычев

"