Posted 16 июля 2013,, 06:38

Published 16 июля 2013,, 06:38

Modified 11 ноября 2022,, 19:06

Updated 11 ноября 2022,, 19:06

Кто виноват в крушении ATR-72? МАК сделал выводы

16 июля 2013, 06:38
Межгосударственный авиационный комитет разобрался с причинами крушения ATR-72 под Тюменью. На сайте МАК приводятся результаты расследования авиакатастрофы. Непосредственной причиной падения самолета стало, как и предполагалось ранее, то, что воздушное судно перед вылетом не было обработано антиобледенителем. Однако это не единственная ошибка экипажа и наземных служб.

Межгосударственный авиационный комитет разобрался с причинами крушения ATR-72 под Тюменью. На сайте МАК приводятся результаты расследования авиакатастрофы. Непосредственной причиной падения самолета стало, как и предполагалось ранее, то, что воздушное судно перед вылетом не было обработано антиобледенителем. Однако это не единственная ошибка экипажа и наземных служб.

Решение вылетать из аэропорта «Рощино» без проведения противообледенительной обработки самолета принял командир воздушного судна. Из-за снега и льда на поверхности фюзеляжа ухудшились аэродинамические характеристики самолета, и он начал падать при наборе высоты после взлета. Экипаж вовремя не понял этого и не принял необходимых мер.

«Члены экипажа оказались в ситуации, когда визуальные, слуховые и осязательные признаки «критического» режима проявились неожиданно и всего за несколько секунд, а это не соответствует ни одной из тех ситуаций, к которым они готовились во время обучения, и ни с чем подобным в своей летной практике они ранее не сталкивались», - отмечается в отчете по результатам расследования происшествия.

Системной причиной авиакатастрофы МАК называет недостатки в организации наземного обслуживания самолета и подготовке персонала в ООО «ЮТэйр-Техник». Отсутствие со стороны руководства контроля за соблюдением требований по наземному обслуживанию и привело к тому, что командир воздушного судна и авиамеханик неправильно оценили состояние поверхности самолета, успевшего обледенеть за проведенное на земле время. Как говорится в отчете МАК, авиамеханик доложил, что «самолет чистый». На что командир воздушного судна ответил: «Обливаться не будем, так взлетим».

Также Межгосударственный авиационный комитет отмечает недостатки в системе управления безопасностью полетов авиакомпании «ЮТэйр», в системе управления качеством ООО «ЮТэйр-Техник», а также недостатки в первоначальной и периодической подготовке членов экипажа. Так, например, командир воздушного судна и второй пилот не владели английским языком настолько хорошо, чтобы в полном объеме понимать методические рекомендации разработчика самолета.

Кроме того, установлено, что члены экипажа сильно уставали из-за нарушения режима труда и отдыха. Задолженность по отпускам на момент полета у командира судна составляла 111 дней, у второго пилота – 123 дня. Авиапсихологи сделали вывод, что с большой степенью вероятности оба пилота выполняли полет на фоне накопленной усталости, были из-за этого невнимательными и рассеянными. Это и привело к ошибкам в управлении самолетом и при принятии решений.

В отчете отмечается, что сам самолет ATR-72 был исправен перед вылетом, его двигатель был в порядке, а топлива хватало для полета по маршруту. Комиссия не выявила признаков отказов в работе планера, двигателей и систем до момента столкновения с землей. Погодные условия в Тюмени не препятствовали выполнению полета.

Напомним, что самолет ATR-72 авиакомпании «ЮТэйр», летевший из Тюмени в Сургут, упал утром 2 апреля вблизи села Горьковка через несколько минут после взлета. В результате авиакатастрофы погибли 33 человека. Выжить удалось десятерым.

Полный текст окончательного отчета МАК (229 страниц) можно почитать здесь

"