Posted 17 сентября 2013,, 05:05

Published 17 сентября 2013,, 05:05

Modified 11 ноября 2022,, 19:08

Updated 11 ноября 2022,, 19:08

Откуда берется богатство и куда оно девается?

17 сентября 2013, 05:05
Доклад с таким название подготовили ученые из Парижской школы экономики Томас Пикетти и Габриэль Цукман.

Доклад с таким название подготовили ученые из Парижской школы экономики Томас Пикетти и Габриэль Цукман.

Они сделали расчеты по необычному коэффициенту — соотношению национального богатства и национального дохода.

Под богатством экономисты понимают стоимость всех активов (дом, дорогие предметы, ценные бумаги), а под доходом — все поступления в бюджет (зарплата, проценты от счета в банке или арендная плата). То есть эта пропорция позволяет понять, какая часть доходов оседает в кармане человека или на счетах страны.

Обычно высокие доходы и богатство связаны, но так бывает не всегда. Например, можно иметь высокие доходы и тратить их без остатка, или, наоборот, иметь небольшие поступления, но грамотно их откладывать.

Пикетти и Цукман исследовали, как коэффициент богатство/доходы на протяжении длительного времени менялся в развитых экономиках мира.

Речь идет о действительно длительном периоде — для некоторых стран ученным удалось достать статистику за XVIII век. Историю возникновения богатства Великобритании и Франции можно отследить с 1700 года, США — с 1770 года, а Германии — с 1870 года. Для Японии, Италии, Канады и Австралии доступны данные за последние 40 лет (с 1970 по 2010 года).

1. Богатство утекло, но потом вернулось

За последние 40 лет коэффициент стран по богатству/доходам невероятно вырос: с 200–300% в 1970 году до 400–600% в 2010 году. Если посмотреть на соотношение богатства и располагаемого дохода (дохода, который остаётся после уплаты налогов, взносов в систему страхования и других вычетов), то картинка будет еще более впечатляющая. В 1970 году в большинстве стран он был ниже 400%, а к 2010 году вырос до 700%.

Большая часть богатства была сформирована возросшим объемом накоплений, то есть люди попросту стали откладывать больше денег. Причем экономисты заметили интересную особенность — чем старее население страны, тем больше объем накоплений. Так больше всего откладывают в Японии и Италии — странах с самой большой продолжительностью жизни.

Но откуда взялись эти деньги? Ученым пришлось проверить несколько гипотез, прежде, чем они нашли ответ. Оказалось, что обогащением европейцы и американцы обязаны возрождению рынка акций в 80-е годы XX века.

До Первой мировой войны движение капиталов практически не регулировалось. Но затем на него были наложены ограничения и стоимость активов значительно снизились. Это депрессия инвесторов продолжалась вплоть до 1980 года, когда ограничения были сняты и активы снова стали расти в цене.

Если посмотреть на то, как коэффициент богатство/доходы менялся на протяжении последних полутора лет, то окажется, что сейчас он всего лишь возвращается к историческим нормам.

2. Вместо земли и рабов — офисы и ценные бумаги

Еще один важный вывод исследования — природа богатства изменилась. Если в XVIII веке оно измерялось в размере сельхозугодий, количестве домов и величине банковского счета, то сейчас из этого списка остался только последний пункт, к которому добавились всевозможные финансовые активы — акции, облигации и другие инструменты.

Сейчас вклад земли в уровень благосостояния составляет менее 10%. Ее заменили другие виды собственности — офисы, оборудование и т.д. С начала XIX века иностранные активы имели большую долю в национальном богатстве, но мировые войны и распад колониальной системы привели к тому, что сейчас они практически не влияют на уровень благосостояния.

3. Слишком высокий коэффициент богатство/доходы — признак пузыря

Экономисты обнаружили, что рост соотношения богатства и доходов обычно происходил вместе с надуванием пузырей на рынке.

Коэффициент составил 700% на пике японского кризиса конца 1980-х, 800% — в Испании в 2008–2009.

Пузыри на финансовом и жилищных рынках более разрушительны, когда запас богатства эквивалентен 6–8 годам работы страны, чем когда он эквивалентен всего лишь 2–3 годам. Это открытие поможет точнее предсказывать новые кризисы.

"