Posted 25 апреля 2014,, 10:59
Published 25 апреля 2014,, 10:59
Modified 11 ноября 2022,, 19:14
Updated 11 ноября 2022,, 19:14
В регионах накаляется атмосфера, на выборах все чаще побеждает оппозиция, ближайшие примеры — Екатеринбург и Новосибирск. И чтобы этого не допустить в очередной раз предлагается изменить закон и саму модель самоуправления в стране.
По замыслу авторов изменений: «Реформа местного самоуправления призвана сделать депутатов ближе к избирателям», чтобы «любой гражданин мог дотянуться до нее рукой».
Для этого предлагается ввести двухуровневую модель организации местного самоуправления и распространить ее на крупные городские округа, например, такие как Тюмень. Большой городской округ хотят теперь делить на районы. Думы выбирать в каждом районе такого города отдельно. По умолчанию со всеми ее атрибутами и управлениями: по экономике, управделами, счетной палатой, пресс-службой и т.д., с выборами депутатов. А городская дума в таком крупном городе будет формироваться уже из представителей этих районных дум. Кого и как будут туда делегировать — тоже понятно: «включат» административный ресурс и будут туда проталкивать только проверенных и достойных доверия членов партии правительства.
При обсуждении вопроса о поддержке этого законопроекта в Тюменской областной Думе все три оппозиционные фракции (КПРФ, ЛДПР и Справедливая Россия) голосовали против. Помимо них воздержались даже несколько членов партии «Единой России».
На вопросы Nashgorod.ru ответил заместитель председателя Тюменской областной Думы Владимир Сысоев.
Как вы относитесь к самой идеи о новой реформе самоуправления в России?
— Ряд депутатов Государственной думы вышли с инициативой, и ее поддержал Союз муниципалитетов России. О несамостоятельности и финансовой зависимости местного самоуправления сказано и написано много. Не буду повторять. Речь идет о законе «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ». По Конституции оно у нас отделено от органов государственной власти, а представляет оно власть муниципальную. Особенно тревожит тот факт, что эта инициатива не прошла согласований ни с представителями общественности, ни в муниципальных образованиях.
Когда мы обсуждали этот вопрос на комитете по государственному строительству и местному самоуправлению (областной думы) нам так и не предоставили информацию, как к этому относятся депутаты сельских поселений, депутаты дум, главы администраций муниципальных районов и города Тюмени.
Что больше всего поражает, так это то, что никто ничего не понимает в предложениях по глобальному изменению схемы управления, но говорят, что ее нужно срочно и непременно одобрить. Но это же не аргумент. Пока возникает больше вопросов, чем ответов. Я просто не представляю, как внутри городского округа Тюмень можно ввести внутригородские округа. Что такое внутригородские округа? Это что? Получается, что мы должны город Тюмень разделить на четыре округа, и в каждом округе будет своя дума, своя администрация? Счетная палата и свой бюджет округа? А каковы основы существования этих территорий? Как это все будет происходить, никто об этом сейчас не задумывается.
Кроме этого, надо учитывать, что принимая этот закон, мы должны внести поправки и в ФЗ № 131, где речь идет о полномочиях, которые должны быть у муниципалитетов. И здесь абсолютно всё непонятно. Параллельно ведется реформирование избирательного кодекса, по которому у нас теперь жители районных муниципалитетов не будут избирать в будущем депутатов дум муниципального района. В нее будут делегировать по несколько депутатов из состава дум сельских поселений.
У меня возникает вопрос: где же тут может быть исполнен принцип власти народа?! Почему какие-то люди, которые по непонятным причинам, неизвестно кем и как будут делегированы в эти думу, и они там за всех нас будут принимать важные решения: как распределять бюджет, кому передавать муниципальную собственность, как с ней распоряжаться и т.д. и т.п. Я с таким механизмов «народовластия» категорически не согласен .
А как будут распределяться полномочия органов самоуправления, в случае принятия такой модели?
— Тут тоже не все прозрачно. Законопроектом предлагается сократить список полномочий органов местного управления сельского поселения с 34 до 13! А остальные 19-ть передать на уровень муниципальных районов.
Даже не хватает фантазии, чтобы представить как это будет исполнено в реальной жизни.
— А исходя из проекта, получится следующее: жители выберут депутатов сельских поселений, которые что-то будут обсуждать, о чем- то спорить, договариваться, но у них не будет ни полномочий, ни денег.
Это будет как в «развитом» СССР с Советами народных депутатов, за которыми тоже не было ни реальных полномочий, ни бюджетных средств, а только формально провозглашенная модель: «власть народа» ?
— Вероятно. Возникает новая коллизия — без полномочий, без средств думы сельских поселений превратятся в клубы по интересам. А районные думы, на чей уровень будут переданы 19 полномочий поселковых дум, будут формироваться уже без выборов — из делегатов поселковых дум кем-то и как-то делегированным, непонятно из каких расчетов и задач . И как будет осуществлять контроль за их деятельностью?
Глядя на эту нестройную схему, возникает подозрение, что эти изменения пытаются провести с одной целью — возвращения к однопартийной системе. Причем, в 14 районах Тюменской области эта модель уже работает, и что мы там видим? — там везде царит однопартийная система. Такое впечатление, что партия власти боится конкуренции и готова искусственно «под себя» менять правила и законы, чтобы оставаться и дальше на своих позициях.
А мы ведь помним, чем закончились времена с однопартийной системой в стране, не хочется повторений.
Говорят, что, согласно этому законопроекту, больше не будут проходить выборы мэров городов и районов.
— Да, в проекте вводится новый термин — глава администрации, не главы городов и районов, которые раньше там избирались, а узаконивается понятие глав администраций на всех уровнях. То есть, фактически, нас уводят от прямых выборов. Разве это правильно? У нас есть право по Конституции — выбирать и быть избранным, и это право может этим проектом нарушится.
В случае принятия этого проекта в думе, последствия для жителей районов будут критическими? Получится, что, по тем полномочиям, которые из сельских администраций будут переданы в районы, обращаться за любой справкой по земле, недвижимости и многим другим вопросам селянам придется в район? Ехать туда и решать там вопросы местного значения?
— Совершенно верно. И это приведет к путанице и безответственности. Жители реально не будут понимать, для решения каких вопросов куда и к кому им обращаться, тем более, что поселения могут находиться на достаточно большом расстоянии от районного центра у нас. И получится очередной парадокс власти на местах, что за уборку мусора отвечать кроме президента у нас больше некому.
Когда вопрос о поддержке этого законопроекта комментировался у нас на комитете, меня удивило, что нашелся даже один член партии «Единая Россия», кто открыто воздержался при голосовании, даже смотря на их партийную установку. Поэтому те люди, которые реально работают с главами сельских поселений и работают с народом, они понимают, что эта реформа крайне губительна для страны.
P.S Следует добавить, что по двухуровневой системе формирования законодательных органов местного самоуправления сейчас работают 14 из 21-й районных дум в Тюменской области.