Posted 4 апреля 2016,, 03:22

Published 4 апреля 2016,, 03:22

Modified 11 ноября 2022,, 19:45

Updated 11 ноября 2022,, 19:45

«Хардкор»: старое доброе ультранасилие

4 апреля 2016, 03:22
Совершенно безумное и иррациональное насилие — примерно так вкратце можно охарактеризовать суть нового российского фильма от продюсера Тимура Бекмамбетова «Хардкор». Примерно то же самое вы можете увидеть в каждой второй игре жанра first person shooter, а теперь еще и на большом экране.
Сюжет
Фильмы

«Хардкор» стал, пожалуй, первым игровым полнометражным фильмом, снятым полностью от первого лица. Вкрапления сцен, снятых от первого лица, наблюдались в триллере «Маньяк» с Элайджей Вудом и еще в финале экранизации культового шутера «Дум». Тем ценнее, что руководил съемочным процессом «Хардкора» наш соотечественник Илья Найшуллер, а само действо развивается в Москве и ее окрестностях.

Сюжет, применительно к этому фильму, описывать столь же бессмысленно, как и пытаться найти глубокий смысл в игре Doom. Кто помнит, весь сценарий этой игры уместился в несколько абзацев текстового файла. Над смысловым наполнением «Хардкора», конечно, думали несколько больше, однако, очевидно, что куда важнее в фильме КАК снято, а не О ЧЕМ снято.

Итак, есть некий Генри, которого приводит в чувство собственная жена в исследовательской лаборатории. Генри — биоробот с атомной батареей вместо сердца и отсутствующим речевым модулем, потому за весь фильм не произносит ни слова. Не проходит и нескольких минут, как в лабораторию врывается злодей с навыками телекинеза по имени Акан (Данила Козловский), похищает возлюбленную Генри и тот на протяжении полутора часов экранного времени пытается злодея настигнуть. У Акана помимо планов на благоверную главного героя есть еще зловещий план по созданию армии киборгов, который наш протагонист благополучно уничтожает в финале. И все это ни на минуту не нарушая основного сюжетного приема — съемки от первого лица.

Описывая фильм, невольно поймал себя на мысли, что с киношной терминологии норовлю сбиться на игровую: тут не сцены, а локации, не декорации, а левелдизайн, сюжет разбит на многочисленные уровни вместо сцен…

По-другому этот клиповый клубок из кадров и не назвать. Едва только герой перемещается на другую «локацию», на зрителя тут же выезжает танк (босс-танк, который надо уничтожить одной катаной — это сильно, хоть и бредово). Еще через пару минут — на него падает вертолет, а еще через некоторое время — зритель руками главного героя хватает снайперскую винтовку и начинает отстреливать многочисленных юнитов. При этом более-менее подкованный в игротеме зритель заметит, как Генри сначала «играет» в стелс-экшн. Потом, когда Хитманом ему быть надоедает, начинается паркур от первого лица. В сцене погони на мотоциклах творится форменное GTA, плавно переходящее в Call of Duty с напарником британским полковником, вооруженным ППШ. Ну а в финале начинается уже нечто среднее между зомби-шутером и типичным слэшером, когда Генри чуть ли не голыми руками предстоит переколотить армию киборгов Акана. И все это сопровождается просто виртуозно выписанным насилием, расчлененкой, а с экрана не переставая хлещут галлоны крови. По шизофреничности и непристойности действа «Хардкор» начисто уделывает дилогию «Адреналин» с Джейсоном Стэхемом. В «правильном» переводе старшего оперуполномоченного Гоблина на премьере эффект от этого экранного безумия получился двойным.

Жестокость на экране столь гротескна и живописна, что не может не возникнуть вопрос: для чего в конце-концов в зрителя ежесекундно швыряют отстрелянными гильзами и оторванными конечностями? «А просто так! По приколу! Ха-ха!.. Нате вам лучше еще немного чернушного юмора и голых сисек», — смеются в ответ авторы. Смиритесь, ребята, это такой жанр.

На самом деле ругать «Хардкор» совсем не хочется. Это действительно очень необычный и где-то даже прорывной фильм. Он невероятно динамичен, он круто снят и не отпускает ни на секунду. И не менее ценно, что творится все это в наших российских реалиях: все вокруг, включая прохожих на улицах Москвы и заканчивая проститутками в борделе, говорят по-русски. Даже «мультиперсонаж» Шарлто Копли время от времени отпускает реплики на великом и могучем. Для фильма с голливудским подходом к съемкам и режиссурой это как минимум необычно.

Однако воспринимать «Хардкор» кроме как смелый кинематографический эксперимент не получается. Лично мне всегда казалось, что играть в шутеры гораздо веселее самому, нежели наблюдать за игрой со стороны. Учитывая, что этим добром под называнием «летсплеи» завален весь Youtube, назревает невольный вопрос: какой смысл их еще и показывать в кинотеатрах?

"