Posted 19 апреля 2019,, 13:43

Published 19 апреля 2019,, 13:43

Modified 20 октября 2022,, 03:48

Updated 20 октября 2022,, 03:48

Албек Мусалиев: Чеченцы — не дикие, у нас уникальная культура и традиции

19 апреля 2019, 13:43
Албек Мусалиев — председатель совета старейшин Тюменской региональной чеченской общественной организации вайнахского народа «Вайнах». В эксклюзивном интервью «Нашему городу» Албек Увейсович рассказал о самых распространенных стереотипах о чеченском народе, традициях и культуре, а также планах организации.

— Албек Увейсович, расскажите, сколько проживает в Тюмени и области чеченцев?

— Численность чеченской культурной автономии в Тюмени — более 2 500 официально зарегистрированных. По области — более 20 тысяч вместе с автономными округами. Больше всего проживает в Тюмени.

В мечеть ходим в любую, которая ближе. А так, есть в аэропорту мечеть, где находится ингушский культурный центр. При этом центре мы заключили договор с духовным управлением мусульман азиатской части России. Там проходят пятничные намазы.

— Есть информация, что в Тюмени строится новая мечеть. Можете рассказать подробности, на какой стадии находится проект?

— Этим вопросом занимается председатель Духовного управления мусульман Тюменской области Зиннат-хазрат Садыков. Под его руководством правительство Тюменской области финансирует строительство новой мечети, которая будет на улице Республики.

Есть и другой, мой проект, он в перспективе, но уже ведутся работы. На Тобольском тракте, в районе ТЦ «Лента». Мы, 10 человек из числа совета старейшин, участвовали в посадке кедрового парка — 720 кедров. Там будет большая каменная стела, на ней выбьют имена тех, кто посадил деревья. Кедры сколько растут? Шестьсот лет. Первую шишку кедр дает через 40 лет. Парк династии Романовых будет называться. Можно сказать, вошли в историю Тюмени.

Рядом нам выделили землю под строительство мечети. Я вышел на правительство Чеченской Республики. Только за проект мечети, которая будет строиться на ул. Республики, кажется, отдали 16 млн. Проект мечети, которая будет возле кедрового парка, мне прислали из правительства Чечни. Примерная стоимость — 20-25 млн. Я его отдал местному архитектору, он занимается привязкой проекта к местности. Получилось 3,5 га земли под строительство мечети.

Как чеченцам удается сохранять свои традиции?

— Это в крови, они с детства каждому ребенку прививаются и передаются поколениями. Это внутренние законы, они неписанные. Законы вайнахского народа.

Дети вырастают, они видят, что взрослые делают. И родители тоже обучают и передают свои знания своим детям. Я отношусь к культуре своего народа очень щепетильно и хочу, чтобы мои дети знали ее и передали то, что я знаю.

Открытие чеченского культурного центра я еще задумал много лет назад, а я 28 лет живу в Тюмени. У меня все трое детей родились здесь. Старший сын пишет диплом, он учится в ТюмГУ, дочь учится в швейном училище, младший сын — в техникуме, ему 17 лет.

Еще 15 лет назад я говорил председателям, которые возглавляли чеченскую автономию до меня в Тюмени. Я им говорил: давайте создадим центр, и людей было бы больше, которые бы сюда приходили.

Я стал председателем три года назад, почти полтора года пробивал этот дом [чеченской культурной автономии был сдан в аренду дом по адресу: ул. Волгоградская, 16 стр. 2. — прим. ред.], но вопрос сдвинулся с мертвой точки только при поддержке администрации Тюмени и лично Руслана Николаевича Кухарука. А также при большой помощи Евгения Михайловича Воробьева, к сожалению уже бывшего председателя комитета по делам национальностей. Они мне очень помогли, и я им очень благодарен.

Нам передали здание в безвозмездную аренду на 5 лет, но с условием, что мы его отремонтируем. Здесь полы деревянные были, все гнилые, ноги можно было сломать, полный внутри разгром. Восемь машин мусора вывезли отсюда.

Работа проведена очень большая. Мои друзья даже сомневались, что мне удастся справиться с этой проблемой, думали, что я брошу это дело на каком-то этапе. Но как я брошу? Я же опозорюсь перед людьми. Я и детям, и молодежи на собраниях обещал, что сделаю, что докажу всем, что у нас есть культура. А то порой нас называют бандитами. У нас культура намного интереснее, чем о нас знают.

Мы участвовали в трех последних региональных фестивалях национальных культур «Мост дружбы». Раньше мы почему-то этого не делали. У прошлых председателей культурной автономии не было такой тяги, а у меня есть.

— Ремонт сами делали или кто-то помогал?

— Ремонт делали где-то своими силами, где-то нанимали профессионалов. Платили в основном, из своего кармана, земляки, друзья. Примерно третья часть — моя личная. Смета составлена на 3 миллиона 26 тысяч рублей.

— Албек Увейсович, расскажите о себе, где вы родились?

— Родился я в Чечено-ингушской АССР в 1967 году в Шалинском районе. Тогда мое родное село называлось Новая жизнь, но потом вернули его прежнее название Гелдаген и район теперь Курчалоевский.

После окончания школы был призван в армию, служил в Чехословакии: танкист, командир танка Т-72. Срочную службу проходил два года — с 1985-го по 1987 год. Наш 360-й танковый полк стоял в Чехословакии.

— А почему приехали в Тюмень?

— Так случайно получилось, мой двоюродный брат занимался коммерцией, возили семечки и другие продуктовые товары. И он предложил как-то поехать вместе с собой. После армии я работал в Армавире в МВД, в 1991 году уволился. После перебрался в Тюмень, женился, жена у меня чеченка.

— А какие бы три главных качества вы выделили у чеченца?

— Есть такая поговорка — чеченцем быть сложно. Чеченец должен быть человеком своего слова, сказал — сдержи. Он должен быть благородным со всеми. Он должен быть верным своим друзьям и всем остальным. Он должен быть честным. Этих качеств много, но основные я сказал. Если сказал, дал обещание — должен его сдержать.

— А жесткость в характере, она имеет место быть?

— Я бы так сказал, это обывательское представление. Те, кто не бывал в Чечне, они не имеют представления о том, кто такие чеченцы. Это вбитая в голову людей мысль из телевизора, что все чеченцы бандиты, головорезы, что чеченцы все плохие. Будете в Чечне, встаньте на улице и скажите: я потерялся. И узнаете, кто такие чеченцы. Вас быстро найдут, накормят, отвезут куда вам надо. Нет одежды — оденут.

— В Чечне есть музей Михаила Лермонтова, хотя он воевал на Кавказе. А какое у вас к нему отношение?

— Лермонтов очень хорошо относился к чеченцам. И стихи писал хорошие. Кто-то там написал, что «злой чечен ползет на берег». Я всегда спрашиваю: а зачем он полз на берег? Злой какой-то и с кинжалом, и ползет зачем-то на берег. Это выдуманная история. Чеченец не ползет, а едет. Что получается, он ползет и точит кинжал? Смешная история.

— Чеченец может быть атеистом, как вы считаете? Есть такие?

— Читал где-то, что вроде есть чеченцы христиане, но сам не встречал. Они живут за пределами, кажется в Грузии. Там живут кестинцы, они тоже чеченцы и мусульмане.

— А вне религии может быть чеченец?

— Только если тайно. Ислам — это же непросто, если ты чеченец, то исповедуешь ислам. Чтобы стать мусульманином, ты должен соблюдать многие правила. Молиться, Уразу держать, не прелюбодействовать, не пить, не произносить плохие слова, там много всего. А просто так сказать, что я мусульманин… Был случай, как-то сидели мы в компании, и была одна этническая мусульманка. Она сидит, пьет алкоголь и утверждает, что она мусульманка. Я ее спрашиваю, а на каком основании она так считает? Спрашиваю — ты молишься? Она — нет. Пост держишь? Она — нет. И так далее. Я ей говорю, что сама по себе принадлежность к какой-то национальности еще не гарантирует тебе статуса мусульманина.

Верить во что-то всегда хорошо. Я спрашивал у одной русской девушки — ты христианка? Она говорит — нет. А кто ты, буддистка? Отвечает — нет. А во что ты веришь? Она говорит — я верю в электричество. Вот, видите, хоть во что-то она верит, уже хорошо (- смеется).

— А где можно попробовать настоящие чеченские блюда?

— Есть тут недалеко небольшое кафе «Софи», чеченка его хозяйка. Там и можно попробовать настоящие национальные блюда, домашние, экологически чистые. Галушки, черемша (дикий чеснок, растет только в Чечне, появляется после таяния снега, как подснежник). Можно попробовать много разных вкусностей от традиционных голубцов до хингалш, галнаш и баарш.

— Как вы относитесь к популяризации такой исторической фигуры как Иосиф Сталин, которому стали снова устанавливать памятники?

— Народу всегда чего-то не хватает, то экстрима, то денег. Правители имеют свойство надоедать людям, сменяется один, приходит другой. Я не злопамятный, но то, что они в то время натворили, забыть невозможно. И выселяли не только чеченцев, но и ингушей, и кабардино-балкарцев, калмыков. Основную роль в этих трагических событиях сыграл Лаврентий Берия.

По разным оценкам было выселено от 500 до 650 тысяч чеченцев и ингушей. Было отправлено 180 эшелонов с депортированными. Чечено-Ингушская АССР была упразднена, а на её территории создана Грозненская область.

Мы должны знать и помнить свою историю, чтобы эти трагические страницы не повторились в будущем.

— У чеченцев есть понятие рода, тейпа. Сколько их всего в Чечне?

— Их очень много, я точно не знаю. Каждый чеченец должен знать свой род, как минимум, до седьмого поколения. Некоторые подходят, спрашивают: из какого ты тейпа? И он рассказывает, кто ты есть. А для меня не важно из какого человек тейпа, для меня все чеченцы, все свои.

— А кого из чеченцев можно выделить? Кто — самые известные чеченцы, которые оставили след в истории?

— У нас много ученых, писателей, военных. Полковник Мавлид Висаитов — встреча на Эльбе с союзными войсками. Он первый жал руку союзникам по антигитлеровской коалиции. Брестскую крепость кто защищал? Четыреста чеченцев и ингушей.

— Если взять начало XX века, Первую мировую войну, там воевала Дикая дивизия в составе которой был чеченский полк, верно?

— Да, верно. Туда был очень строгий отбор. А когда японцам сдавали Порт-Артур, помните? Там был чеченский полк. Было условие — все сдают оружие и уходят. Чеченцы сказали или мы бьемся до конца или уходим с оружием. Японцы были вынуждены принять эти условия, и чеченский полк вышел из крепости с личным оружием.

Мой дедушка воевал против Деникина. У нас есть семейная история, как мой дедушка женился на моей бабушке. Когда Деникин шел через Чечню, соседнее село с нашим, Цацан-юрт, не захотело пропустить Деникина через свое село и приняло бой. Наше село пошло ему на помощь, чтобы остановить войска. У нас всегда была такая взаимовыручка.

Мой дедушка тоже там был, вместе с братом моей бабушки. Он получил ранение, мой дед на руках его с места военных действий вынес. И тот тогда выдал свою сестру замуж за моего дедушку.

— Русские в основной своей массе к народной музыке относятся с иронией, к балалайкам, гуслям, а как вы относитесь к своей народной музыке?

— Я люблю русские народные. А вот этот эстрадный грохот, когда в машине врубают, что вижу, то и пою, мне это не нравится. Народную музыку я очень люблю слушать. Когда самородки деревенские начинают на гармошке играть, вот это особенно люблю.

— А хобби какое самое любимое у вас?

— Я люблю огород, особенно им я занимался, когда у меня был свой дом. Вот, придешь и начинаешь, как говорится, в огороде копаться. Яблони сажать, из семечек выращивать. У меня была слива, пять разных сортов. Мне все говорили, что не будет плодоносить, а я отвечаю — посмотрим. Росли две айвы, даже персика дерево выросло. Яблони росли, несколько видов.

— А как знакомится чеченский парень с девушкой?

— Если вы имеете в виду похищение, то оно очень условное. Такого нет, как в фильме «Кавказская пленница». Когда были абреки, да, такое было: подошел, украл. Перешел Терек, смотрит — красивая девушка. Взял — увез.

Тогда и появилась традиция, она и сейчас осталась, когда невеста первая не начинает разговор с деверями, друзьями мужа. И нужно ей денег дать, чтобы она заговорила. В прошлые времена девушки не разговаривали ни с кем. После само похищение носило условный характер. Если чеченец по-настоящему украдет девушку, то это наказуемо.

Родственники раньше могли за похищение девушки и погоню устроить с ружьями. И пострелять еще вдогонку. Все это могло перерасти из свадьбы в кровную месть.

В одно время было, когда возрастную планку снизили для девушек. Стали выдавать замуж совсем еще детей 14 и даже 13 лет. Тут Рамзан Ахматович Кадыров сделал доброе дело и поднял планку до 18 лет, и вообще запретил, в принципе, воровать девушек. Он сказал, что каждый, кто украдет — будет отвечать. Вот, теперь девушек высматривают, если нравится — идут свататься. Сейчас девушки могут и до свадьбы встречаться, но при свидетелях - родственниках.

— А до свадьбы как происходит общение, встречи?

— Все встречи при свидетелях, на расстоянии.

— А свидетелями кто могут быть, родственники?

— Со стороны девушки — или сестра, или сноха. С парнем могут быть друзья. Братья не могут быть, при старших братьях и родителях разговоры о девушке не ведутся. Так же как и разговоры о выпивке, сигаретах и т. д. Поэтому мы морду друг другу не бьем за распитием спиртных напитков. С ясной головой общаемся.