Posted 25 апреля 2013,, 09:20

Published 25 апреля 2013,, 09:20

Modified 11 ноября 2022,, 20:20

Updated 11 ноября 2022,, 20:20

Летящий камень и закрытый сад

25 апреля 2013, 09:20
Выставка «Диалоги с камнем» открылась накануне в тюменском музее ИЗО. Посол Финляндии в Россиии Ханну Химанен рассказал об истории финской литографии, а искусствовед Елена Шипицина — об особенностях стиля каждого из восьми художников, чьи работы тюменцы могут увидеть на выставке.

Выставка «Диалоги с камнем» открылась накануне в тюменском музее ИЗО. Посол Финляндии в Россиии Ханну Химанен рассказал об истории финской литографии, а искусствовед Елена Шипицина — об особенностях стиля каждого из восьми художников, чьи работы тюменцы могут увидеть на выставке.

Авторская печать с камня — достаточно молодое направление современного искусства. Финская литография родилась 55 лет назад, когда пионер этого направления Август Тухка возродил интерес к ней в послевоенной стране, а десять лет тому назад его последователь Юхо Карьялайнен создал в Хельсинки группу, которая объединила мэтров и молодых художников.

Выставка, в которую вошли 23 работы 8 авторов, прежде, чем прибыть в Тюмень, побывала в Калининграде, Новосибирске и Кудымкаре, и везде обратила на себя внимание зрителей и критиков, рассказал Ханну Химанен.

«Этот проект родился, во многом, для того, чтобы показать русским художникам, что традиция и новация могут прекрасно сочетаться. И это очень полезно для нашей культуры, которая оберегает свою традицию», - пояснила арт-куратор проекта научный сотрудник Челябинского государственного музея изобразительных искусств Елена Шипицина.

Впрочем, выставка будет особенно интересна не только художникам, но и тюменцам, имеющим финские корни. Как напомнил представитель финской диаспоры Леонид Иванов, в Тюмени живет не меньше полусотни семей, корни которых находятся в Финляндии.

После официального открытия Ещена Шипицина рассказала о каждом художнике-учестнике выставки: искусствовед лично участвовала в отборе картин и имела счастливую возможность познакомиться с ними.

«Когда создавался этот проект, хотелось показать яркие индивидуальности современного финского искусства, - поделилась Елена. - Неожиданность проекта в том, что в России литография, как правило, использовалась в книжной иллюстрации и часто предполагала сухость и реалистичность. Но когда я побывала в мастерской ассоциации литографии в Хельсинки, то увидела, сколько раскованно импровизируют на поверхности камня местные художники».

На выставке были представлены работы Юхо Карьялайнена. Правда, не литографии, а акватинты. Этот художник учился литографии не только в Хельсинки, но и в Лондоне, а после несколько лет жил в Японии, так что его стиль — соединение европейского лаконизма и свободы японской живописи тушью. Даже в старую технику офорта он смог внести свободу и импровизацию.

Матти Хинтикка - Крылатый камень

Сегодняшний лидер хельсинкской группы Матти Хинтикка также после учебы в Хельсинки оттачивал мастерство за рубежом, в Германии. Очевидно, немецким влиянием объясняется некоторый педантизм, заметный в его технике, который сочетается с лаконизмом и финским монументализмом. «Мы специально выбрали для выставки типично финские работы. Камень, вода, дерево — это те архетипы, с которыми финн связан и с которым он ассоциирует свой характер. Матти выбрал камер как метафору. Это неожиданно для русского восприятия», - пояснила Елена Шипицина.

Кайса Марьатта Сирвиё - Закрытый сад II

Кайса Марьатта Сирвиё с легкостью осваивает огромное пространство листа. Работы эмоциональной финки показывают: в Финляндии нет «мужского» и «женского» искусства, женщины равны с мужчинами во всех правах, в том числе — в праве на творчество. Для выставки были выбраны две работы их ее серии «Закрытый сад». «Тема закрытого сада — с одной стороны, метафора индивидуальности, которая отгораживается от всего, что ей мешает, а другой стороны - ущербности, потому что закрытый сад обречен на умирание». Серия - еще один пример метафоричности финского искусства.

Представитель молодых авторов Элина Сипиля тоже обращается к архетипическим образам, связанным с финской идентичностью: теме оттаивающей земли, просыпающегося после долгой полярной ночи солнца. Ее манера экспрессивна, изображения будто созданы кистью. Для иллюстрации всей выставки была выбрана именно работы Элины, «Ритм», изображающая идущего по снегу оленя. В простой, на первый взгляд, сюжет, вложен глубокий смысл: ощущение преодоления сна, статичности, стремление к движению.

На это же стене, выше, контраст с картинами Элины создают работы Пекка Парвянена — стерильные, философичные, педантично выполненные. «Финны, как и японцы, ощущают себя внутри природы, они не вычленили себя из природного мира. Вот и в работе «Снсара» буддийская идея высказывается на языке финских образов: круг из сухих рябиновых листьев на фоне расколотого льда».

А вот работы Куутти Лавонена разрушают все представления о финской сдержанности. Этот темпераментный художник, учившийся литографии во Франции и увлеченный французским барокко, придает барочные черты даже портретам своих современников.

Йорма Хаутала - Рефрен III

Ну и, наконец, собирая выставку, нельзя было не сказать о близости финского искусства дизайну. Йорма Хаутала — художник-архитектор, работающая с интерьерами. И дизайнерский подход, поиск гармонии форм и цветовых пятен явно виден в ее художественных работах.

«Автор оставляет за зрителем право увидеть здесь ассоциацию, - заключает Елена Шипицина. - Доверие зрительской созерцательности — характерная черта финского искусства: финны всегда немножко не договаривают в своем творчестве, потому что ищут со зрителями диалога».

Каждый, кто готов принять участие в этом диалоге на языке искусства, может сделать это. Экспозиция открыта для посетителей в музее ИЗО по адресу: ул. Орджоникидзе, 47, с 10:00 до 18:00.

"