Posted 10 октября 2018,, 08:20

Published 10 октября 2018,, 08:20

Modified 20 октября 2022,, 03:40

Updated 20 октября 2022,, 03:40

Новый хлебный путь: в условиях кризиса становится выгодно печь хлеб

10 октября 2018, 08:20
Несмотря на растущие цены на сырье, в Тюменской области выгодно открывать пекарни и развивать собственные сети.

По данным Минсельхоза, в этом году в России собрали около 105 млн тонн зерна, что на 25% меньше рекордного урожая 2017 года. Что будет с ценами на хлеб при растущем спросе на изделия из пшеницы в Тюменской области? Без учета округов объем производства хлебобулочных изделий за июль – август 2018 года составил 66 254,0 тонны, на одного жителя приходится 4,309 гр. хлеба. Эти показатели на 2,6% выше аналогичного периода 2017 года.

Сейчас на оптовых торгах пшеница третьего класса стоит от 9,5 рублей за один килограмм. В начале августа ее стоимость составляла 9 рублей, а в сентября прошлого года — 8,0. Отгрузочная цена муки с начала августа выросла с 13-и до 15-и рублей за килограмм. По мнению экспертов, с середины октября килограмм муки подорожает до 18–18,5 рублей за килограмм. Стоимость муки напрямую влияет на конечную цену хлеба, так как составляет треть всех затрат.

По мнению экспертов, с середины октября мука подорожает до 18-18,5 рублей за килограмм.

Плюсом к росту цен на "продукт №1" станет повышение НДС с 18% до 20%. Производители неизбежно будут перекладывать возросшую налоговую нагрузку на своего покупателя. Еще одной причиной можно считать скачки курса валют, рост цен на бензин и уменьшающуюся инвестиционную привлекательность экономики России. Крупнейшая в секторе аграрной промышленности компания «Русагро» заявила, что повышение НДС скажется на стоимости мясной продукции. Действительно, в период с июля по сентябрь произошел скачек цен на колбасы и полуфабрикаты, свинина подорожала на 20%, цены на индюшатину - на 40%, а на куриное мясо — на 25%. Говядина с декабря стала дороже на 15%. Известно, что сокращение потребления мяса приводит к росту спроса на продукты из доступных сегментов. Этим можно объяснить рост потребления хлеба.

Экономия на продуктах приводит к росту спроса на более доступный хлеб.

В Тюмени представлены несколько десятков компаний, специализирующихся на выпуске хлебобулочных изделий. "Наш город" выяснил, как влияет на крупных и мелких производителей повышение налогов, а также меняется ли рынок и спрос.

Цены на сырье растут, каждый месяц на 10-15%. Мука, сахар, соль, масло – все основные ингредиенты дорожают. Мы делаем только выпечку и кондитерские изделия. У нас две торговых точки, свое производство и договоренности с несколькими кафе. Рынок большой, и спрос постоянно растет. Если честно, конкуренции мы почти не чувствуем. Объем продаж вырос в 2 раза по сравнению с 2017 годом. Самый ходовой продукт — это шаньга с картошкой. Себестоимость ее производства по ингредиентам составляет 5,6 рубля, цена продажи - 19 рублей. Пока мы не повышаем цены, несмотря на рост себестоимости. Оборот у нас составил за год 12 млн рублей. Очевидно, растем.Дарья Дубцова, владелеца сети пекарен «Дарьюшка»

Выяснилось, что малый бизнес почти не производит хлеб на продажу. Высокую рентабельность сектору дают выпечка и кондитерские изделия. В Тюмени скорость окупаемости очень высока.

"Наш город" пообщался с владелицей еще одной тюменской пекарни "Хлебные традиции". Екатерина рассказала, что основной ассортимент составляет сдоба, хлеб второстепенный. "Люди всегда набирают много булочек, пирожков, особенно, когда приходят в обед или после работы". Пекари отмечают возросший спрос на хлеб, отмечают, что увеличили объемы, но наценку пока не делают. Особой популярностью, как и везде по стране, пользуется бездрожжевой хлеб. Частные пекарни не поставляют продукцию в сетевые магазины. "Во-первых, у них требования к хранению, оно должно быть долгосрочным. Во-вторых, специальная упаковка. К тому же, мы не можем производить такие объемы. У сетевиков идет акцент на количество, качество при этом безусловно страдает. Чаще всего они стараются занизить стоимость покупки, что идет в разрез с интересом поставщика".

Себестоимость булки хлеба равна 9-12 рублям. Цена продажи - 27 рублей.

Виктор Семенов, председатель комитета ТПП России по развитию агропромышленного комплекса, сообщает, что уже есть договоренности с сетями, чтобы облегчить доступ пекарям к федеральным прилавкам.

Наталья из АО «Тюменский Хлебокамбинат» рассказала "Нашему городу", что объемы реализации продукции достигают 300 тонн в месяц. Предприятие работаем с образовательными, медицинскими учреждения, в том числе и с федеральными сетями. Всего у хлебозавода примерно 800 – 1000 покупателей. Наталья сообщает, что продажи растут очень быстро. По сравнению с аналогичным периодом 2017 года отмечен рост на 40-50%. Причины пекари видят в совокупности факторов.

Свердловская область использует другие методы производства, у них много химии.

"Мы готовы закрывать весь рынок в регионе, но есть конкуренты. Курганская область – это область дотационная, ее производитель несет меньше издержек за счет субсидий из бюджета. Они для нас по цене недостигаемые. Свердловская область использует другие методы производства, у них много химии. Надеюсь, что потребитель начнет лучше разбираться в составе, тогда спрос на них точно станет меньше", - рассказывает Наталья, АО «Тюменский Хлебокамбинат».

Представитель торгово-промышленной палаты России Виктор Семенов уверен, что возить хлеб в села не только не выгодно, но и лишает местных жителей возможности самостоятельно изготавливать хлебо-булочные изделия. Развитие мелких пекарен пойдет на пользу производителю и покупателю.

Тюменский хлебозавод поставляет свой основной продукт - белый формовой и дарницкий в 15 сетевых магазинов города. Что касается ценообразования, то сетевеки накручивают сверху до 60%. Если по прайсу цена за булку 15 рублей, то на полке магазина - около 30. Пекари констатируют факт, что сети не ограничены в ценообразовании. Что касается грядущего роста НДС, пекари признают, что 2% ощутимо для производства. Пока удается сдерживать цены, но производители уверены, рост цен это лишь вопрос времени.

Если по прайсу цена за булку 15 рублей, то на полке магазина - около 30.

При простом расчете, путь ценообразования, двигаясь от производителя до магазина, вырастает на 300 – 450% . Еще в начале десятилетия россияне потребляли хлеба меньше общеевропейской нормы. Теперь хлебный бизнес приносит большие доходы и растет с каждым годом. Даже подорожание хлебобулочных изделий, которое неизбежно произойдет уже в ближайшее время, никак не отразится на спросе, только на отягощении кошелька покупателя.

"