Posted 11 апреля 2012,, 08:30

Published 11 апреля 2012,, 08:30

Modified 11 ноября 2022,, 18:53

Updated 11 ноября 2022,, 18:53

Медведеву намекнули: контроль государства вреден инновациям

11 апреля 2012, 08:30
Накануне президент РФ провел в Сколково заседание «открытого правительства», посвященное конкуренции в экономике.

Обсуждался широкий спектр вопросов: от приватизации до ограничения развития госкомпаний, запрет на приобретение без разрешения правительства долей в частных фирмах и обеспечения их прозрачности. Попытки России создать инновационную экономику обычно критикуют именно по этому вопросу — модернизацией занимаются государство и государственные же крупные компании. Они тратят на инновации огромные ресурсы, но дело это рискованное, и если ошибиться, все может быть потрачено зря.

В мире, говорят критики, существуют всего два варианта производства инновационных товаров — с помощью конкурирующих между собой «в гаражах» малых фирм — так происходит в Америке — и с помощью копирования чужих успешных технологий (азиатский путь «догоняющего развития). Однако экономисты, изучающие проблему, утверждают, что оба представления — и то, что государство может само построить «новую экономику», и то, что для этого нужны лишь малые компании с энтузиастами во главе и хороший инвестиционный климат с инфраструктурой — все это упрощенный взгляд.

Для успеха нужна смесь из крупных компаний с их ресурсами и питательная среда из малых фирм. А вот государство чаще всего своим вмешательством вредит инновационной экономике. Доказательства этой теории представила группа американских ученых во главе с Аджаем Агравалом. Они исследовали данные по различным лабораториям и новым технологиям в США с 1975–2000 годы и построили модель эффективной инновационной деятельности.

Наиболее успешными оказываются регионы, в которых одновременно работают крупные исследовательские центры и небольшие лаборатории. Большие лаборатории ориентированы на производство идей, но они часто не могут их развить до внедрения на рынок, особенно если идея не имеет отношения к бизнесу тех, кто спонсирует лабораторию.

Маленькие лаборатории разрабатывают технологии, не требующие больших ресурсов, от которых легко и быстро можно получить прибыль. И в том, и в другом случае многие хорошие идеи забрасываются. Но если в регионе представлены оба типа компаний и они сотрудничают друг с другом, то этот симбиоз дает прорывной эффект. Особенно силен он в регионах, где есть несколько крупных лабораторий с узкой спецификацией.

Плохая новость для российских чиновников: действия правительства часто имеют негативное влияние на эффективность исследовательских центров. Они используют налоговые и другие инструменты, чтобы изменить количество крупных лабораторий. Это часто разрушает оптимальную для региона структуру.

Как построить инновационную экономику?

Крупный бизнес и глобальные корпорации могут ускорить экономический рост в той или иной стране, уверен Кеун Ли, профессор экономики Национального университета Сеула. Но для этого необходимо, чтобы соблюдалось оптимальное соотношение крупных компаний и среднего бизнеса. Пока в большинстве стран мира оно нарушено, а инвестиции в инновации крупного бизнеса неэффективны.

Экономист ответил на несколько вопросов от «Финмаркета».

Каков вклад крупного бизнеса в экономический рост? Как взаимодействуют крупные компании с мелким и средним бизнесом?

Для каждой страны на каждом этапе развития свое оптимальное соотношение крупных и средних компаний. Они инвестируют в развитие, в исследование и разработки — именно это и обеспечивает рост экономики. Создается эффект зонтика: под прикрытием крупных компаний развивается средние и малые предприятия. В случае, если их количество сбалансировано, экономика растет быстрее, а рост оказывается более стабильным. Для каждой страны существует свой оптимальный сценарий в зависимости от уровня ее развития.

Как избежать ситуации, когда крупный бизнес подавляет мелкие компании?

Для этого необходимо развивать законодательное регулирование в области борьбы с монополиями. Во многих государствах существуют естественные монополии, но если они адекватно регулируются, то проблем не возникает.

Что касается стран БРИК и России. Насколько сейчас большой бизнес способствует развитию этих стран?

За последние 10 лет число крупных компаний в России и странах БРИК стремительно выросло. Это заметно способствует более быстрому и стабильному росту этих стран. Однако для них характерна проблема низкой эффективности из-за провалов в антимонопольной законодательстве.

Что изменил кризис в распределении крупных компаний по миру?

До кризиса крупный бизнес был сосредоточен в развитых странах. Многие крупные компании его не пережили: они либо обанкротились, либо заметно уменьшились в размерах, либо снизили свои инвестиции. Сейчас этот фактор заметно тормозит развитие экономики развитых стран.

"