Posted 19 апреля 2017,, 11:11

Published 19 апреля 2017,, 11:11

Modified 11 ноября 2022,, 19:58

Updated 11 ноября 2022,, 19:58

Борис Титов: Омбудсмены решают микроэкономические проблемы

19 апреля 2017, 11:11
Количество возбужденных уголовных дел (особенно по сравнению с 2012 годом) возросло, но при этом почти вдвое уменьшилось количество осужденных и осужденных к лишению свободы, об этом и многом другом рассказал в интервью газете «Новые известия» Уполномоченный по правам предпринимателей при президенте России, сопредседатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Борис Титов.

В рамках ежегодного доклада, который бизнесомбудсмен предоставляет президенту страны, Борис Титов намерен на этот раз особо остановиться на отдельных данных по уголовному преследованию представителей бизнеса, а также предложить так называемый «седьмой пакет гуманизации уголовного законодательства в экономической сфере», где вопрос реформы 159-й статьи (мошенничество) будет одним из главных. Крайне важно, считает омбудсмен, чтобы сроки по этой статье снизились с максимальных 10 лет до пяти. Если мошенничество не попадает ни под какой специальный, особо опасный состав, то тогда применяется основная, с меньшим сроком наказания статья. Сейчас логика прямо противоположная.

В докладе также будет заострено внимание на вопросах, связанных со следственными действиями, процессуальными вопросами, в целом исполнением УПК. Возбуждаться уголовные дела, по мнению Титова, должны только с санкции прокурора, как старые добрые времена. Равно как и мера пресечения должна применяться только с согласия прокурора, а не быть единоличным решением судьи.

Давление на бизнес нельзя снять указками сверху, отмечает уполномоченный по защите прав предпринимателей. Во главе угла должно стоять экономическое развитие страны, а развитие частного сектора, частного бизнеса, приведет к росту среднего класса в стране.

На вопрос НИ, крепче ли стал бизнес, нежели чем 5 лет назад, бизнесомбудсмен не спешит давать утвердительный ответ.

— Не стал бы так утверждать. За эти 5 лет произошло дальнейшее огосударствление экономики, больше стало государственных компаний. Семьдесят гигантов экономики — это государственные компании.

Мы так и не развили другие отрасли, которые не связаны с нефтяной промышленностью. Конечно, страна очень сильно подняла уровень спроса на внутреннем рынке. Поэтому сюда пришли иностранные инвестиции, которые ориентировались на спрос. Это, пожалуй, все. Других серьезных альтернативных отраслей не видно. И, главное, что малый и средний бизнес мы не видим. Я не говорю, что его нет. Мы его не видим. Потому что на самом деле у нас большая часть малого бизнеса просто в тени.

Главная задача сегодня — вывести его на свет. Чтобы люди чувствовали себя спокойно. Потому что каждый человек, который платит или получает зарплату в конверте, все время боится и живет краткосрочными интересами.

… Кажется, что это оксюморон: с одной стороны, налицо негативное влияние на бизнес, давление, с другой стороны — всё должно расти. Мнение Бориса Титова таково: бизнес развивается и там, где неудобно, и там, где опасно. Бизнес принимает свои инвестиционные решения, исходя из соотношения риска и возвратности.

— У нас высокие риски, но проблема нашей экономики не только в этом. Если бы риски были значительно меньше, тогда было бы более быстрое развитие, но мы видели развитие при высоких рисках, а сейчас его нет. Все потому, что для бизнеса вопрос прибыли имеет большее значение, чем риски.

Был какой-то период 2000–2004-2005 год, когда риски несколько упали по стране и суды начали нормально работать, там как раз цивилизационный процесс шел. Но потом вернулись к 90-м — в 90-е были инвестиции и бизнес развивался. А как бизнес развивается в Китае, или как бизнес развивает сейчас инвестиции в ЮАР? У меня там товарищ с ружьем ходит, винодел, выйти за ворота не может своего дома. Но при этом он там, потому что ему выгодно.

Если мы говорим о яйце и курице, первое, что возможно улучшить — экономическое регулирование, создать условия, чтобы было выгодно. Чтобы возвратность была выше на вложенный капитал, как раньше. И тогда бизнес возьмет эти риски и начнет инвестировать.

Но для этого надо правильно организовать структуру налогов, тарифов, процентных ставок по кредитам, вопрос заработных плат, курса рубля. Изменить денежно-кредитную политику, которая должны быть мягкой, а не строгой. Создать выгодные условия.

— У вас есть какие-то личные рейтинги или анти-ретийнги регионов, в которых бизнес «кошмарят» больше всего?

— Мы надеемся, что в Ростовской области будет что-то меняться. Воробьев там был замгенерального прокурора по Южному округу 5 лет. Недавно отправлен в отставку. Но в этот период мы ставили их на 1 место по количеству дел, возбуждаемых против бизнеса. Был в числе «лидеров» и Нижний Новгород, но и там с нашей помощью сняли замначальника областного УВД, а потом и руководителя. Ситуация стала лучше. Намного.

— Зачем вам Партия Роста?

— Стратегия роста — это макроэкономическая проблема. Омбудсмены решают микроэкономические проблемы. А Партия Роста — это один из инструментов продвижения и того, и другого.

"