Posted 30 ноября 2017,, 15:31

Published 30 ноября 2017,, 15:31

Modified 11 ноября 2022,, 20:26

Updated 11 ноября 2022,, 20:26

Российский рынок систем информационной безопасности может обогнать общемировой по темпам роста

30 ноября 2017, 15:31
По данным экспертов, мировой рынок ИТ-продуктов и услуг, связанных с информационной безопасностью в ближайшие годы вырастет как минимум на 7–8 процентов. В то же время специалисты не исключают, что России удастся опередить средние показатели и войти в число государств-лидеров в этой области — об этом в эфире программы «Бизнес-вектор» на РБК рассказал президент ТПП РФ Сергей Катырин.

Как сообщают журналисты телеканала со ссылкой на ключевых игроков рынка, общие объемы продаж программных и аппаратных решений, а также связанных с ИБ (информационной безопасностью — прим. ред.) услуг сегодня не превышают 60 млрд рублей.

Эксперты отрасли тем не менее предполагают, что эти показатели существенно вырастут уже в ближайшие годы. Эту точку зрения разделяют и в Торгово-промышленной палате. «В ближайшие годы будет, как минимум, 7–8 процентов рост на рынке, как раз связанном с безопасностью. Но все последние события подсказывают, что может быть будет и больший рост», — пояснил программе «Бизнес-вектор» президент ТПП РФ Сергей Катырин.

Позитивный прогноз строится на ряде предпосылок. С одной стороны, специалисты отмечают, что Россия в последние годы оказалась на передовой информационных атак; с другой — констатируют, что российская нормативно-правовая база создает все условия для развития ИТ и ИБ.

Реалии бизнеса

Как рассказал эксперт в области информационной безопасности Сергей Прадедов, в разговорах специалистов отрасли часто фигурирует аргумент о том, что бизнес инвестирует средства в ИБ по остаточному принципу. «Отчасти это верно для молодых проектов. Скажем, новое машиностроительное предприятие будет в первую очередь вкладывать деньги в основные средства, технологии, ведь сама по себе безопасность не приносит прибыли, а лишь защищает от убытков. В то же время, есть сферы деятельности, где на законодательном уровне установлены жесткие требования к ИБ. Скажем, банковская сфера или связь», — пояснил он.

С такой позицией согласились и тюменские игроки рынка. Как рассказал генеральный директор ГК «ТюмБИТ» Андрей Лозицкий, подход к ИБ зависит от сферы экономики — в сегменте среднего и малого бизнеса компании действительно нередко экономят на безопасности, пытаясь оптимизировать расходы. «Усиление информационной безопасности помимо финансовых затрат, подразумевает также и создание дополнительных сложностей в работе для всех сотрудников организации, поэтому о ней принято вспоминать только после возникновения видимых инцидентов», — подчеркнул руководитель.

Тем не менее риск возникновения негативных последствий такого подхода с каждым годом растет. В качестве примера достаточно привести недавнюю атаку вирусов-вымогателей WannaCry и Petya, которой подверглись не только компьютеры малых фирм, но и ряда корпораций федерального масштаба, а также государственных органов. В сторону увеличения изменяются и среднестатистические потенциальные убытки от киберугроз. В стране наблюдается выраженная тенденция к укрупнению бизнесов, что влечет за собой «удорожание» рисков.

«Когда собственники понимают, что им есть что терять, они готовы проводить аудит ИТ-безопасности и выполнить рекомендации ИТ-экспертов. Как правило, если риск утечки или потери данных грозит потери хотя бы четверти бизнеса или оборотов, собственники начинают инвестировать в ИТ-безопасность», — считает Андрей Лозицкий.

«Законодательство в последние несколько лет сильно совершенствовалось с точки зрения ужесточения требований по ИБ. Был принят закон „О персональных данных“, изменился закон „О связи“ в части фильтрации контента. Все это приводит к тому, что даже те организации, которые раньше не задумывались о вопросах информационной безопасности, сейчас вынуждены об этом думать. Скажем, в число клиентов ИТ-компаний по направлению „информационная безопасность“ вошли туристические компании, а также игроки потребительского рынка, чья деятельность связана, например, с хранением паспортных данных», — отмечает Сергей Прадедов.

По мнению специалиста, в настоящее время в государственном аппарате велика роль экс-сотрудников силовых структур — людей, привыкших скрупулезно относиться к вопросам безопасности. Как следствие, требования в этой области стали строже, чем раньше.

Эксперт считает, что такие меры нельзя назвать избыточными. «Есть предприятия, атака на которые может привести к существенным последствиям для экономики. Скажем, это могут быть предприятия атомной промышленности или энергетические компании. Средства автоматизированного управления производством сейчас применяются практически везде, соответственно, возникает потребность их защиты от угроз», — добавил собеседник NashGorod.ru.

К тому же сам государственный сектор выступает крупнейшим заказчиком ИТ-услуг, связанных с безопасностью, формирующий до 60% от общего объема спроса в этом направлении. «Один из серьёзнейших вопросов — это государственные секреты. Как вы понимаете, в информационных ресурсах находятся секреты, связанные с обороной страны, и секреты наших специальных служб. В том числе мы ощущаем это на себе здесь в Торгово-промышленной палате. Мы не секретный объект, но тем не менее по нескольку сотен попыток проникнуть в нашу информационную систему в день наши коллеги отбивают», — подчеркивает Сергей Катырин.

При этом, как показывает анализ госзакупок, потребность госкомпаний и подразделений госорганов в обеспечении ИБ остается традиционно высоким, в т.ч. и в Тюменской области.

Как сообщает Минкомсвязи РФ, в своем послании Федеральному собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин отметил высокий потенциал развития отрасли информационных технологий в России и обозначил перспективу двукратного увеличения экспорта ИТ-продукции. Это выступление главы государства легло в основу программы «Цифровая экономика», утвержденной Правительством РФ.

Комментируя инициативу, эксперт Сергей Прадедов отметил, что такие решения высших органов власти позволят ИТ-сектору привлечь многомиллиардные инвестиции как на развитие проектов в области разработки программных продуктов, так и на создание собственных Hardware-решений, в т.ч. и в области безопасности.

«Россию нельзя назвать отстающим государством в области ИБ. Те отечественные решения, которые связаны с программной частью, полностью конкурентоспособны. Алгоритмы шифрования, разработанные в России, отличаются высокой криптостойкостью», — констатировал собеседник.

«Национальная специфика России в том, что мы вынуждены в качестве средств информатизации использовать средства, разработанные за рубежом — это касается как операционных систем и баз данных, так и прикладных решений. Уровень импортозамещения в этой области пока низкий. В состав информационных систем входят программные продукты с закрытым исходным кодом, которые априори нельзя относить к доверенным — это „черный ящик“. Мы вынуждены обеспечивать безопасность с учетом этого риска. Это повышает расходы и делает системы ИБ более основательными», — считает Сергей Прадедов. Тем не менее, программа «Цифровая экономика», по его мнению, отчасти способна изменить ситуацию, послужив импульсом к выходу на рынок новых игроков, готовых бороться за потребителя с западными ИТ-гигантами.

Со стороны государственной власти, по мнению Торгово-промышленной палаты, уже приняты меры к поддержке отечественных ИТ-компаний. «Действуют положения о том, что в качестве программных продуктов могут закупаться только российские. Если есть российский продукт по тем или иным темам, который может заменить иностранный аналог, закупаться должен в обязательном порядке именно он. Это касается государственных компаний, госструктур, министерств и ведомств», — подчеркивает глава ТПП Сергей Катырин.

С тем, что рынок ИТ-безопасности будет расти, согласились и представители тюменского бизнес-сообщества. В частности, по мнению генерального директора ГК «ТюмБИТ» Андрея Лозицкого, в ближайшие годы объем выпуска аппаратных и программных средств, связанных с кибербезопасностью вырастет. «Перспективные направления связаны с фильтрацией трафика, ограничением доступа к ресурсам, идентификацией пользователей, шифрованием, хранением информации. Такие программно-аппаратные комплексы есть, разрабатываются в России. Также считаю перспективным развитие свободного открытого ПО для госструктур и направлений, связанных с развитием облачных технологий», — резюмировал руководитель.

"