Posted 31 января 2019,, 10:14

Published 31 января 2019,, 10:14

Modified 20 октября 2022,, 03:49

Updated 20 октября 2022,, 03:49

Отечественный производитель уверенно осваивает рынок косметики

31 января 2019, 10:14
Продажи косметики в кризис не падают. Об этом "законе" знают и отечественные производители. Пока что доля российского вклада в индустрию красоты мала, но постепенно набирает обороты. Для полноценного развития отечественному производителю нужна поддержка государства, в том числе для изготовления своего сырья.

По оценкам специалистов, оборот российского рынка косметики и парфюмерии в 2018 году превысит 600 млрд рублей. Россиянки не отстают от итальянок, и в среднем тратят по 1150 рублей в месяц. Продавцы отмечают, что основным покупателем стала тюменка средних лет, которая приходит за средствами по уходу за лицом и телом, реже - за косметикой.

В одной из крупных федеральных косметических сетей в Тюмени, утверждают, что заметного снижения спроса не наблюдается. По словам продавца-консультанта, тюменцы покупают то же, что и раньше, изменений в предпочтениях не произошло. Как правило, это известные международные бренды.

Если 4-5 лет назад был отмечен спрос на продукцию мидл-маркет (для потребителей со средним уровнем доходов - соответственно от 500 до 3000 рублей), то сегодня чаще покупают недорогую косметику. В сегменте масс-маркета (более доступная цена) достаточно уверенно чувствует себя отечественный производитель. По данным аналитиков, за последние три года отмечается спрос на российскую продукцию.

Основная проблема российских парфюмеров и производителей косметики в том, что сырье для производства на 90% зарубежное.

У нас если опять курс доллара будет расти, как я смогу сделать шампунь на импортных компонентах – я буду вынужден повышать цены. И люди будут пользоваться шампунем – сейчас они одну бутылочку используют месяц, а теперь они её будут растягивать на три.Андрей Трубников, основатель компаний "Первое решение" и "Натура Сиберика".

Тем не менее, покупатели не смогут отказаться от средств первой необходимости - шампуня, дезодоранта, зубной пасты. 60% этой продукции сделано в России. Правда, из иностранных составляющих.

По информации Торгово-промышленной палаты России, оборот российского рынка косметики и парфюмерии в 2018 году превысит 600 млрд рублей. Львиная доля досталась производителям средств по уходу: за телом, лицом и волосами. Второй крупный сегмент - парфюмерия: женская и мужская. Третий - средства макияжа. На него приходится менее 15% рынка.

На декоративную косметику россиянки стали тратить гораздо меньше, инвестируя в уход за собой.

Среди заметных отечественных игроков косметического рынка можно выделить компанию "Натура Сибирика", которая содержит в продуктовой линейке все уходовые средства. Для полноценной конкуренции с зарубежными аналогами российским предпринимателям приходится не только закупать сырье за доллары, но и технологические карты тех самых гелей и шампуней.

Например, производитель марки "Натура Сибирика" свой первый рецепт приобрел за 5 тыс. долларов.

Основатель компании Андрей Трубников рассказывает, что дальнейшие инвестиции были только в людей и оборудование. Теперь компании требуется от трех до пяти месяцев для запуска собственного продукта.

Рисковать на рынке косметического бизнеса могут себе позволить единицы. Так, на производство новой линейки уходовых средств потребуется миллион долларов и около полугода работы. Если потребителю не понравится новинка, то, и шампунь, и маска для волос, и бальзам останется лишь выбросить. Производитель понесет потери и примется разрабатывать новую.

Иначе дело обстоит у мелких производителей косметики ручной работы. Одна из тюменских предпринимателей рассказала "Нашему городу", что делать уходовые средства выгодно. Ксения занимается занимается производством уже год, появились постоянные покупатели, что позволяет задуматься о расширении ассортимента и объемов. Экономить получается за счет аренды, все продажи происходят через интернет.

Уход за телом и желание быть красивым и ухоженным еще никто не отменял. Мы используем только сертифицированную, европейскую продукцию, например эфирные масла. Нет, конечно, варим не в кастрюле. Купила специальное оборудование.Ксения, предприниматель.

Спрос на натуральную косметику растет. Об этом говорит и большое количество предложений в социальных сетях - самом доступном способе продажи для мелких предпринимателей. Как правило, далеко не все выходят за рамки "новичков", оставаясь в сегменте производства "под заказ". Те, кто расширяют производство и осваивают лаборатории, тоже редко открывают собственные фабрики. В лучшем случае свои наработки продают крупным концернам. К тому же крупные международные компании готовы платить.

Например, "Юнилевер" приобрела две фабрики в Санкт-Петербурге и "Концерн "Калина" в Екатеринбурге. При этом на Урале западная компания сохранила отечественный бренд "Чистая линия".

Потому что пользуется спросом, а также идет на экспорт. Пока схема работает, управляющая директор Марина Хабачева не меняет стратегии. Тем более, что конкуренция на косметическом рынке хоть и небольшая, но присутствует. Более того, в декабре 2019 года планируется ввести дополнительную маркировку от контрафакта. Защита о потребителе вновь обернется дополнительными расходами предпринимателям. Президент ТПП Сергей Катырин видит в таком решении две стороны.

Эксперты прогнозируют дальнейший рост косметического рынка. Несмотря на возрастающую конкуренцию с соотечественниками и западными концернами, специалисты обращают внимание на ниши и направления для развития. Например, органический сегмент: невысокая конкуренция, и стабильный рост спроса. Во-вторых, новые тренды. Так, появилась мода на мультифункциональную косметику. Если еще несколько лет назад россиянка отдавала предпочтение узконаправленным средствам, то сегодня популярны "3 в 1". Если выбор пал на пудру, она должна не только матировать, еще увлажнять и защищать от солнца. Эксперты уверены, потенциальная емкость косметического рынка еще не достигнута.

"