Posted 5 июня 2017,, 04:47

Published 5 июня 2017,, 04:47

Modified 11 ноября 2022,, 19:59

Updated 11 ноября 2022,, 19:59

Многодетные семьи повально распродают свои бесплатные земельные участки

5 июня 2017, 04:47
Бесплатные земельные участки под строительство жилья многодетным семьям Тюменской области выдают с 2011 года, но за пять лет домовладельцами стали немногие. У одних денег нет на строительство, поэтому «халяву» от государства они продают, а тем, кто хотел бы построить свое жилье — утки мешают.

Почему региональный закон о предоставлении бесплатных участков многодетным семьям за несколько лет так и не стал помощником в решении жилищной проблемы, разбирались депутаты на заседании комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям областной думы.

Бесплатные земельные участки под строительство жилья многодетным семьям выдают с 2011 года, но за пять лет домовладельцами стали немногие. У одних денег нет на строительство, поэтому «халяву» от государства они продают, а тем, кто хотел бы построить свое жилье — утки мешают. И это не фразеологический оборот.

Депутат Владимир Ковин (Единая Россия) рассказал о мытарствах многодетной семьи из Заводоуковска, которая пришла к нему на прием и пожаловалась на уток. Им выделили земельный участок, затопленный водой, на котором поселились водоплавающие, видимо, давно, раз в камышах гнездятся. Такая «забота» государства поставила многодетную семью в тупик: продать невозможно, строиться — тем более. Чтобы помочь решить проблему, депутат Ковин предложил внести уточнение в региональный закон «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей», чтобы земельные участки под ИЖС выделяли годные под строительство. За это слово «годные» зацепились представители правительства — они не сразу сообразили, что подразумевать под этим понятием.

Директор областного департамента имущественных отношений Владимир Третьяков, назначенный на эту должность в марте текущего года, сказал, что все земельные участки предварительно обследуются. Да, были такие, которые пришлось исключить из-за заболоченности или по иным причинам. Но, по его мнению, критерий годности только один — правовой. Если участок находится в месте, соответствующем правилам застройки и предназначенном для жилищного строительства, то он априори годен. Он сказал, что по аукциону регион не вправе отказаться от такого земельного участка, даже если он затоплен или через него идет глубокий ров. Последний случай как раз такой: очередник получил землю, по документам вполне пригодную к застройке, а по факту — с канавой через весь участок. Конечно, отказался — имеет право, но не более двух раз. Если второй вариант тоже окажется с изъяном, то заявителя пошлют… в конец очереди. Таковы правила.

Вроде как определенный фильтр есть, очередь худо-бедно движется, так что Владимир Ковин спорить не стал и снял свое предложение.

Но последовало еще одно. Может быть, представители правительства и вздрогнули, но виду не подали.

Депутат Виктор Рейн («Единая Россия») не смог избежать преамбулы, чтобы подвести к главному, от которого те не смогли бы отказаться. «Чтобы обнять многодетные семьи, — начал он, — создан Центр малоэтажного строительства, вроде бы все риски исключили, повысили активное вхождение желающих в программу, но строиться не хотят». Виктор Рейн сделал многозначительную паузу, уткнувшись в справочную информацию правительства. Данные, приведенные в ней, и есть оценка работа правительства в этом направлении и она не отличная — читалось в этой паузе. Рейн зачитал: «В Упоровском районе, например, проживает 500 многодетных семей, из них 247 — подали заявление на земельный участок под строительство дома, 228 — получили участки, 33 — взяли разрешение на строительство, 15 — продали свои участки и только 3 семьи построили дома. В Голышмановском районе: 128 участков выделено, 33 — заявления поступило, разрешение получили 25, продали — 10, введен в эксплуатацию один дом. В Ярковском районе: 64 участка предоставлено, продано 10, строится один дом и тот, что в рамках партийного проекта «Единой России».

Виктор Рейн сделал очевидный вывод: «Готовы строиться единицы, но если бюджет выделяет немалые деньги на инфраструктуру, то для кого? Да, правительство работает, выделяет участки, но никаких улучшений жилищных условий не происходит». Он считает, что 70 процентов многодетных семей — неблагополучные и им деньги нужны понятно на что. По его данным, стоимость участков доходит до 300 тысяч рублей в райцентре, 100–150 тысяч рублей в деревнях. Он предложил подумать над тем, как помочь многодетным семьям реализовать свое право улучшить свои жилищные условия, в чем, собственно, и состоит задача региональной программы. Представители правительства подумать согласились, но было понятно, что в пору бюджетной экономии много не придумаешь.

Депутат Артем Зайцев (ЛДПР) видит проблему в головах у глав. Он сказал, что Ярковский район — самый худший по показателю, хотя все муниципальные образования находятся в равных условиях. А в Сорокинском, например, сто процентов выполнения программы. Он считает, что это говорит о работе администрации, поэтому правительство должно делать соответствующие выводы. «В Ишиме наработали всего 8 процентов, в Ишимском районе — немногим лучше, но местные власти и в 2011 году знали, что нет земли. Все это накаляет обстановку, депутатов атаковали жалобами, и никто не понимает, когда и как ситуация разрешится. Мы тут говорим, что это взаимоотношения двух глав: Ишима и Ишимского района, но не соглашусь — они может между собой никогда не подружатся и никогда не договорятся, так что проблема областного уровня», — намекнул Артем Зайцев.

Тамара Казанцева (КПРФ) тоже не представляет, почему в Тобольске исполнение программы за все время только 26 процентов, в Ишиме — 8 процентов, в Ярково — 20. Третьяков согласился, что проблема есть, и в ближайшее время ее будут решать на совещании с участием глав муниципальных образований, где либо не хватает земли, либо нормативная база хромает, хотя региональное законодательство позволяет строиться и в смежном районе. Он уточнил: «В ряде районов нет документации по планировке, а также связанных с правилами землепользования и застройки. В Юргинском и Сорокинском районах законодательная база сформирована. В других районах, она близится к завершению».

Еще один типичный пример привел депутат Юрий Конев («Единая Россия»). Он наблюдал такую картину: многодетная семья получила бесплатно земельный участок и даже дом построила, а дороги к нему нет. «Семья живет и мается, а другие это видят: вот и причина — почему продают землю», — сказал он.

Вообще, отчет правительства о том, как реализуется программа, заставил депутатов нервничать. Они привыкли к тому, что в Тюменской области показатели по многим направлении выше, лучше и быстрее. Только не в этом случае.

Начальник управления жилищной политики Главного управления строительства Тюменской области Валерий Киселев отметил, что «СУЭНКО» отвечает за подачу электроэнергии, а «Газпром газораспределение Север» — за газ. Если в цифрах, то за пять лет к 1725 участкам подведены сети — это 35 процентов от плана, водоснабжением и газоснабжением обеспечили около 500 участков. Дорогами обеспечили за счет бюджета 1656 земельных участков — это треть от общего числа. Бюджет региона потратит в этом году 154 млн рублей на строительство дорог в с. Гусево, пос. Московский и в Заводоуковске. В 2018- 2019 годах запланировано 224 млн рублей. «Мало», — воскликнула депутат Тамара Казанцева (КПРФ).

По информации правительства региона основные силы брошены на уменьшение очереди по раздаче земельных участков многодетным семьям в Тюмени и Тюменском районе.

В этом году 1971 земельный участок нарезан в деревне Падерино, тысяча из которых раздадут в этом году, остальные — в следующем. Распределять их будут согласно очереди между многодетными семьями Тюмени и Тюменского района. Тюменский район растет интенсивно, как в экономическом плане, так и в демографическом. Там планирует обеспечить 90 процентов очередников участками в Больших Акиярах, в Чикчинском, Новотарманском и Каменском муниципальных образованиях. Срок исполнения — два года. За это время ресурсники должны подвести к этим землям инженерные сети, а регион — построить дороги.

"