Posted 6 октября 2017,, 06:04

Published 6 октября 2017,, 06:04

Modified 11 ноября 2022,, 20:26

Updated 11 ноября 2022,, 20:26

«Желтая» кома российского станкостроения — есть ли свет в конце тоннеля?

6 октября 2017, 06:04
Около десяти лет назад тюменский станкостроительный завод пережил процедуру банкротства. Воссозданная на мощностях предприятия компания-преемник сегодня так же не демонстрирует успехов — два финансовых года подряд организация закрыла «в минус». Из-за чего российские производители промоборудования постоянно терпят фиаско, и есть ли надежда на рассвет отечественного станкостроения, попытался выяснить корреспондент NashGorod.ru.

Поиск в Google по запросу «станкостроительный завод банкрот» выдает десятки результатов. Судя по данным поисковой системы, за последние несколько лет о несостоятельности заявляли предприятия, расположенные в самых разных регионах и городах — в башкирском Стерлитамаке, в южно-уральском Троицке и средне-уральском Алапаевске, а также в Воронеже, Рязани и Краснодаре.

Примечательно, что крах этих предприятий произошел на волне относительно стабильного внутреннего спроса. По данным минпромторга, потребление продукции станкостроения в денежном выражении в 2014–2016 годах варьировалось в пределах от 60,63 до 77,9 млрд рублей (около 17 тысяч единиц продукции в год).

По оценкам экспертов, рыночная потребность в промышленном оборудовании сохранилась и в настоящее время. Как заявил в эфире программы «Бизнес-вектор» на РБК президент Торгово-Промышленной палаты РФ Сергей Катырин, в 2017 году российские предприятия закупят станки на общую сумму в 62 миллиарда рублей. Тем не менее, руководитель ТПП подчеркнул, что большая часть этих средств уйдет за рубеж — основную долю рынка промышленного оборудования занимают импортные производители. Спрос на отечественную продукцию создают в основном оборонные предприятия, для которых вопрос импортозамещения является стратегическим.

Видео: программа «Бизнес-вектор»/РБК

Импорта меньше не стало

Как отмечает Сергей Катырин, до 2013–2014 года российские предприятия ежегодно ввозили из Италии и Германии порядка 6000 единиц станков в связи с экономическими санкциями и обесцениваем рубля. В 2014 году этот показатель упал вдвое — до 3000 единиц.

Общее число импортируемых Россией станков, тем не менее, осталось на прежнем уровне — около 12000 единиц в год. При этом, как сообщает минпромторг, средняя стоимость одной единицы оборудования в рублевом эквиваленте за период с 2014 по 2016 год снизилась на 20% (с 5,7 млн до 4,5 млн рублей за станок).

В пересчете цен на доллары США ситуация выглядит еще более занимательно — средняя стоимость ввозимого в РФ станка в 2014 году составляла порядка $148000, в 2016 — $67000. Делая вывод, можно констатировать, что в кризисный период потребительский спрос переключился на дешевые аналоги преимущественно китайского производства.

Данные Минпромторга (выдержка из проекта программы развития станкоинструментальной промышленности до 2030 г.)

Судя по структуре потребления на рынке промоборудования, отечественному производителю приходится конкурировать с продукцией азиатского происхождения — дешевой и сравнительно надежной.

В свое время в сленге компьютерщиков существовал термин «желтая сборка» — им обозначали оборудование, произведенное на юго-востоке. Ситуацию на рынке станков сегодня можно по аналогии назвать «желтой комой» — российский станкострой оказался прижатым ко дну более выгодными предложениями производителей из Поднебесной.

Поддержим отечественного производителя

Одним из радикальных методов борьбы с импортозависимостью могло стать увеличение ввозных пошлин на оборудование из-за рубежа, в т.ч. из Китайской Народной Республики. Как известно, именно такой метод в конце 2000-х лег в основу программы поддержки отечественных производителей автотранспорта. Тем не менее, повторить тот же же трюк в современных реалиях — едва ли возможная задача. Во-первых, с 2012 года Российская Федерация является членом ВТО, что накладывает ограничения на таможенную политику государства, во-вторых, китайские станки будут дешевле российских даже при двукратном повышении пошлин, а в-третьих, отечественный производитель просто физически не покроет всей потребности рынка.

Вынужденные искать «золотую середину» российские власти остановились на более мягких мерах стимулирования производства — в частности, некоторое время назад в стране появились квоты на закупку российского оборудования и ограничение импорта. «В 2016 году те предприятия, которые получали господдержку на техническое перевооружение, на закупку российских станков должны были направить от 20 до 30 процентов выделенных средств. На оставшееся разрешалось купить импортное оборудование, если его аналоги не выпускались внутри страны. К 2020 году власти намерены довести квоту до 60 процентов в пользу закупок российского», — сообщает РБК.

Условно-эффективные меры?

Несмотря на действия властей, формально призванные возродить станкостроение, отрасль все еще находится в упадке, что подтверждается и продолжающейся волной банкротств, и преобладанием иностранных предложений. Проанализировав опубликованные итоги деятельности ключевых игроков рынка за 2015/2016 годы, нетрудно заметить, что относительно неплохо дела в стране обстоят лишь у заводов, входящих в холдинг «Стан». Остальные компании, включая ООО «Тюменский станкозавод», вынуждены скорее выживать в непростых условиях.

На портале госзакупок, тем временем, регулярно появляются тендеры, на поставку комплектующих и расходных компонентов к американскому и немецкому оборудованию. Так, например, находящаяся в Тюмени дочерняя компания «Газпрома» ООО «Тюменниигипрогаз» в 2016–2017 годах неоднократно выделяла на эти цели довольно крупные суммы. Как пояснили в пресс-службе организации, потребность в закупке зарубежных изделий продиктована тем, что практически вся станочная база приобреталась в 90-е годы, когда полноценной альтернативы западным техническим решениям не существовало в природе. Отказ от деталей западного производства на сегодня едва ли возможен.

С доводом производственников трудно спорить — срок полезной эксплуатации того же токарного станка может достигать 50 и более лет, поэтому сотни предприятий, сделавших в свое время выбор в пользу иностранного оборудования, будут, вероятно, и дальше зависеть от импорта, несмотря на все потуги государства в области импортозамещения.

Зависимость стала традицией?

Стоит отметить, что начиная с эпохи сталинской индустриализации отечественная промышленность довольно плотно зависела от международного партнерства. Как отмечает блогер perfume007, советское станкостроение до конца 80-х годов производило клоны и переделки клонов западных станков (немецких, американских и так далее) образца 30-40-х годов. «Это были те станки, которые закупил сталинский СССР в эпоху индустриализации 30-х годов, что-то поставленное в ленд-лиз и еще несколько сотен тысяч станков, вывезенных по репарациям из Германии. Последние станки работали затем еще 40–50 и даже 60 лет», — поясняет он.

Безусловно, запись в живом журнале — это лишь частное суждение, но академические источники, изученные NashGorod.ru, лишь подтвердили позицию блогера. В частности, доктор исторических наук Борис Шпотов в одной из публикаций института всеобщей истории РАН отметил, что еще в период НЭПа советское руководство сделало выводы о том, что единственный путь к техническому развитию — помощь Запада.

Сотрудничество с зарубежными партнерами организовывалось либо в форме концессии, либо в виде платной технической помощи. Как отмечает автор публикации, инженерные услуги оказывались по специальным договорам или включались в контракты о поставках оборудования. Часть этого промышленного оснащения позже копировалась специалистами СССР, что позволяло сделать импортозависимость менее очевидной. Так, по оценкам историка В.А. Овсянникова, к 1941 году уже порядка 68% металлорежущего оборудования было произведено на территории СССР.

История, как известно, любит повторяться. Не исключено, что в обозримом будущем в России вновь начнутся процессы, напоминающие события 90-летней давности. По оценкам экспертов РБК, существующие меры господдержки могут подтолкнуть зарубежных игроков к локализации производства — у европейских и азиатских производителей появится стимул к организации на территории РФ сперва «отверточной» сборки, а затем и совместных предприятий, изготавливающих часть деталей на местных мощностях.

"