Posted 7 сентября 2017,, 09:39

Published 7 сентября 2017,, 09:39

Modified 11 ноября 2022,, 20:26

Updated 11 ноября 2022,, 20:26

Бедность не порок: денежный вопрос глазами тюменцев

7 сентября 2017, 09:39
На днях федеральные СМИ растиражировали информацию о том, что в нашей стране стало меньше людей, ощущающих себя бедными. А количество бедных вернулось к уровню пятилетней давности. Как обстоят дела с бедностью в тюменском регионе, и что думают по этому поводу горожане, выяснил корреспондент Nashgorod.

На днях федеральные СМИ растиражировали информацию о том, что в нашей стране стало меньше людей, ощущающих себя бедными. А количество бедных вернулось к уровню пятилетней давности.

Так, напомним, в этом году только 29% из 2 тысяч опрошенных назвали свой уровень материального положения низким. А в 2015 и 2016 годах как «плохое или очень плохое» свое материальное положение оценили 33% респондентов. Такие цифры приводятся с мониторинга Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС.

Как обстоят дела с бедностью в тюменском регионе, и что думают по этому поводу горожане, выяснял корреспондент Nashgorod.

Официальная версия

Для начала немного статистики. Центр занятости вместе с Тюменьстатом рапортуют о снижении за последние полгода уровня безработицы и уменьшении коэффициента напряжённости на рынке труда. Так, по состоянию на 1 июля 2017 года численность зарегистрированных безработных в Тюменской области составила 4559 человек, по сравнению с началом года безработных стало меньше на 142 человека. А уровень регистрируемой безработицы в среднем по области составил 0,64% от численности экономически активного населения (при 0,67% на 1 января).

В январе—мае текущего года в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы обратилось 28679 человек, что меньше значения предыдущего года на 5,8%.

Согласно официальным данным, безработных все меньше, работающих все больше. А значит, и жить должно было стать легче и веселее. Но подкачали реальные доходы. По данным того же Тюменьстата, в апреле этого года (в сравнении с апрелем 2016 года) реальные доходы в регионе снизились на 13,7% — до 86,3%. На юге Тюменской области этот показатель дотянул до 97,9%.

При этом цены ниже не стали, скорее — наоборот. К примеру, за май этого года к декабрю 2016 года по Тюменской области цены выросли на 1,2%. На юге региона (без учета автономных округов) — на 1,7%. А во второй половине июня Тюменьстат зафиксировал всплеск роста цен на хлеб, мясо и молочную продукцию. То есть на продукты первой необходимости.

Глазами горожан

Судя даже по официальным данным, богатеть народу особо не с чего. Хотя, возможно, у тюменцев на этот счет другое мнение. Для полноты картины вопрос о бедности мы задали людям разного социального положения и уровня дохода.

«Не знаю кому как, но лично мое материальное положение за последние года два только ухудшилось, — рассказывает директор одного из крупных сетевых магазинов города, — Цены все выше, дети подрастают, а вместе с ними увеличиваются и запросы, прежней остается лишь зарплата. Поначалу все ждала, что рубль еще немного укрепится, и снова заживем. Да где там, крупным торговым предприятиям кризис сыграл только на руку. Даже те, у кого бизнес не был завязан на курсе рубля, задрали цены под общий ажиотаж, а сейчас, если верить в то, что экономика стабилизируется, цены никто обратно снижать не собирается. Чистая прибыль предприятий действительно увеличивается, но по моему мнению, это происходит за счет сокращения фонда заработной платы. Например, у нас с начала года сократили двух сотрудников. Их заработную плату никто не разделил между оставшимися работниками, увеличилась лишь нагрузка на людей, зарплата же осталась прежней».

Мама двоих деток в декрете также богаче себя не почувствовала, а вот бедность ощутила. За три года ее выплата по декретному отпуску не изменилась, а вот цены выросли в разы. «Если с первым ребенком я покупала подгузники за 1100 рублей, то со вторым, спустя два года, эти же подгузники стали стоить 1900 рублей. И мне они уже не по карману, я беру те, которые подешевле, и соответственно, худшего качества», — признается молодая женщина.

Другая родительница двух малышей только вышла из декретного отпуска, и в связи с тем, что в семье появился еще один человек, получающий зарплату, материальная сторона жизни улучшилась. Но при этом семья все равно вынуждена экономить на еде, одежде, походах в кафе, отдыхе. «Сейчас мы стали больше пользоваться соцгарантиями в виде разных доплат и возмещений, которые дает работодатель, хотя раньше ими пренебрегали», — уточнила она. Заметим, что оба супруга работают в крупной нефтяной компании.

Не секрет, что больше всего в этот кризис пострадал малый бизнес. Многим пришлось либо заметно ужаться, либо закрыться вовсе. Так произошло в семье бывшего бизнесмена, о материальном положении рассказывает его жена: «Я за последний год, как муж обанкротился, работаю в сфере парикмахерских услуг без перерыва и выходных. Надо кормить и одевать-обувать двоих детей, а цены на детские товары сильно выросли. При этом у людей нет денег на наши услуги, соответственно их нет и у меня. Бывает, что клиентов не бывает по 2–3 дня, а те, кто приходят, жалуются, что денег ни на что не хватает, приходится на всем экономить».

Конечно, не у всех так плачевно. Кто-то все же смог выкрутиться и переориентироваться в новых реалиях. Хозяйка детского магазина одежды поначалу работала только с английскими и бразильскими поставщиками. Одежда в ее небольшом бутике была хоть и дороговата, зато очень стильная, качественная и ноская. У магазина была своя постоянная клиентура, которая и делала основную выручку. Но в 2015–2016 годах все изменилось. Доллар подскочил, соответственно, и закупочная стоимость одежды существенно возросла. Те же люди больше не могли себе позволить покупать дорогие вещи. И магазин перешел на товары отечественных фирм. Одежда российских компаний была чуть худшего качества, зато по демократичным ценам. «За последний год выручка магазина не упала, прибыль, конечно, тоже не увеличилась, но, по крайней мере, мы на плаву», — заметила бизнесвумен.

Еще одну категорию людей, казалось бы, кризис должен был задеть по касательной — это бюджетников. Когда мы задавали вопрос о материальной стороне жизни работникам бюджетной сферы, надеялись услышать ответ по крайней мере о стабильности, но ошиблись. «До 2014 года, а точнее до присоединения Крыма к России у нас все было хорошо и стабильно. Но потом началось постепенное урезание зарплаты. Оно происходит не резко, по небольшим суммам, но с заметным постоянством. У нас бальная система оплаты за дополнительные занятия и другие заслуги. И если раньше 20 баллов было значительной прибавкой к зарплате, то сегодня эти же 20 баллов в денежном эквиваленте практически ничего не стоят. А значит, с каждым разом получая квитанцию о заработной плате мы становимся все грустнее и печальнее», — рассказывает воспитатель в детском саду.

Из нашего нерепрезентативного опроса картина складывается так себе. И это в регионе, который всегда считался одним из богатых в России. Кстати, согласно аналитическому бюллетеню социально-экономического положения регионов РФ он таковым и остается. По данным этого документа, Тюменская область находится в тройке регионов-лидеров по приросту среднемесячной номинальной зарплаты в январе — мае 2017 года. Прирост составил 9,4% в сравнении с аналогичным периодом 2016 года. Уточним, что речь идет о росте номинальной заработной платы.

Рецепт от бедности

Примечательно, что тот же Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, согласно исследованиям которого в России сократилось число граждан, считающих себя бедными, опубликовал рекомендации как не оказаться за чертой бедности.

В первую очередь, необходимо не унывать и неустанно искать работу, особенно если есть угроза потерять старую. Поскольку введение санкций стимулирует развитие всех отраслей экономики, считают специалисты, значит, должны появляться новые рабочие места.

Во-вторых, повышать уровень собственного образования. Чем больше человек знает, тем проще ему найти работу по своим потребностям и способностям.

В-третьих, укреплять здоровье, чтобы не тратиться на лекарства и лечение. К тому же болеющий человек не нужен работодателю.

В-четвертых, общаться с нужными людьми и устанавливать личные контакты, которые могут посодействовать при трудоустройстве.

В-пятых, помнить о кредитной ответственности и не брать займы, если существует угроза их невыплаты. Долги — один из самых быстрых способов скатиться за черту бедности.

Незащищенным слоям населения — многодетным семьям, пенсионерам, инвалидам, имеющим доходы ниже прожиточного минимума, нужно тесно общаться с органами соцзащиты. Аналитики отмечают, что многие люди, которым положены пособия, не обращаются за помощью: одни не знают о возможностях предоставления субсидий, другим неловко ходить по социальным службам с просьбой о помощи.

В общем, господа-товарищи, не унывайте и не бойтесь требовать свое, возможно тогда жить, наконец, станет легче и веселее. Помнится, в кризис 2008 года политики наперебой с аналитиками твердили, что «кризис существует лишь в наших головах».

"