Posted 9 апреля 2012,, 05:10

Published 9 апреля 2012,, 05:10

Modified 11 ноября 2022,, 18:53

Updated 11 ноября 2022,, 18:53

Эдуард Николаев: Преодолевая барханы, понимаешь, что тебе доверили очень серьезное дело

9 апреля 2012, 05:10
В конце марта Тюмень посетил пилот всемирно известной команды «КамАЗ-Мастер» Эдуард Николаев. Он провел открытый урок в Тюменском нефтегазовом университете и ответил на вопросы студентов и журналистов.

— Эдуард, расскажите, как вы вообще попали в команду?

С раннего детства я занимался спортивной гимнастикой, которой посвятил 8 лет. У нас в городе есть ассоциация картинга, и отец у меня, Валентин Николаев, спортсмен, занимается автомобильным спортом. Естественно, я стремился к железу, проявлял интерес к гайкам, смотрел, как он этим увлекается, как ездит. Я закончил гимнастику, перешел в картинг с 11 лет, и сейчас продолжаю в свободное время им заниматься. Даже когда мы приезжаем с «Дакара» в конце января, проводим соревнования на приз команды «КамАЗ-Мастер» для детей, начинающих спортсменов.

Картинг — это шаг в большой спорт. На одном из соревнований присутствовали наши нынешние руководители. Семен Семенович Якубов, человек из команды «КамАЗ-Мастер», приехал тогда посмотреть на подрастающее поколение. Я удачно выступил, в двух классах занял первые места. И он спросил, хотел бы я попробовать? Конечно же, любой начинающий спортсмен, картингист, зная о том, что у него в городе существует такая легендарная команда как «КамАЗ-Мастер», хочет этого. Я окончил автомеханический техникум, Камский политехнический институт, и в это же время работал в команде.

Новичкам всегда достается самая грязная работа, и начинал я с самых основных вещей. Потихоньку учился, выбрав для себя цель — стать пилотом команды «КамАЗ-Мастер». А для этого нужно пройти через все ступеньки. В первую очередь, побыть ночным механиком.

Ночной механик — это тот, кто готовит автомобиль до гонки, во время гонки и по завершению ее подготавливает автомобиль на погрузку. Я прошел эту стадию, затем пересел в экипаж.

В 2004 году состоялся мой дебют в качестве механика. Я ехал с Ильгизаром Мардеевым на кубок мира. Мы проехали Тунис, где заняли первое место. Затем я пересел к Владимиру Чагину, выезжал с ним в качестве механика на чемпионаты России, на различные тренировки, учился у него. Старался впитывать все, чтобы в дальнейшем это помогало. Постепенно шел к своей цели.

На чемпионаты России я стал выезжать уже в качестве пилота. Астрахань, Ростов, Волгоград, все те места, где проходит ныне ралли «Шелковый путь». После этого отправился на международное ралли «Дакар» в качестве механика с Владимиром Чагиным. Там в 2009-м мы были серебряными призерами, в 2010-м выиграли «золото», в 2011-м году состоялся мой дебют в качестве пилота.

Я первый раз сел за руль грузовика на международном ралли и сразу же выиграл эту гонку, обойдя именитых соперников Фирдауса Кабирова и Владимира Чагина. Гонка была очень интересной, все легендарные штурманы сбились в навигации и потеряли 40 минут. У моего штурмана Вячеслава Мезюкаева был день рождения, поэтому, я считаю, нам повезло, в наш дебют мы взяли «золото» на «Шелковом пути».

В этот же год для меня состоялся первый «Дакар». Все соревнования, связанные с чемпионатами России, кубки мира — это все тренировки экипажей, испытания техники. Основная наша задача — «Дакар». Весь годовой итог отражается там. Перед нами всегда стоит одна задача — любыми способами победить в этой гонке.

Так получилось, что впервые, выступая на «Дакаре» в качестве пилота, я стал бронзовым призером. Впервые в истории команды и в истории ралли на гонке 4 грузовика команды «КамАЗ-Мастер» заняли весь подиум. Первым был Владимир Чагин, вторым Фирдаус Кабиров, третьими были мы, четвертыми — наша боевая «техничка», как раз тот КамАЗ, Ильгизара Мардеева, который стоит возле института.

— Где расположен штаб вашей команды?

Наша команда базируется в городе Набережные Челны, республика Татарстан, непосредственно там, где расположен завод КамАЗ. У нас отдельное здание, целый центр подготовки спортивной техники. Коллектив состоит из ста человек. Здесь автомобили готовятся полностью. Наши люди работают ежедневно. Это официальная работа, с утра до вечера.

Нас всегда спрашивают: что у вас стоит серийного от КамАЗа? Надо понимать, что это спортивная техника, а не серийный грузовик, который на барханах может сломаться пополам. Вся техника готовится специально в Набережных Челнах нашими конструкторами и инженерами, испытывается нами и уже после этого побеждает в международных ралли. Наш КамАЗ последней версии, 4326, спортивный грузовик, двигатель у него тутаевского производства, V8, 860 л.с. Максимальная скорость — 180 км/ч. Разгон до 100 километров за 9 секунд. Масса грузовой боевой машины составляет 8,5–9 тонн.

Кстати, бак у нас объемом 1000 литров, расход в песках достигает 130 литров на 100 километров. А так 90–100 литров общий расход.

У нас на соревнованиях введены ограничения: грузовик не может ехать больше 150 км/ч. Это связано с безопасностью, так как шины не рассчитаны на высокую скорость. Они перегреваются и взрываются. А когда у грузовика взрывается переднее колесо, сами представляете, что может быть — машина просто переворачивается.

Отмечу, что «Дакар» длится две недели. Это очень суровые испытания. За эти две недели мы проезжаем 9,5 тысяч километров. У нас существует один-единственный день отдыха, но он так только называется. На самом деле в этот день машины полностью перебираются. На полпути машина дефектуется, разбирается, и всю ночь ребята-механики перебирают и восстанавливают технику. Соревнования начинаются 1 января и заканчиваются 14–15 числа. Команда возвращается домой уже к концу января. Машины на гонку доставляются паромом, который из Франции плывет до Южной Америки 25 дней. Команда летит на соревнования в Буэнос-Айрес, в Аргентину на самолете.

— В 2012 году, когда вы участвовали в «Дакаре» в качестве пилота, у вас была небольшая авария с джипом. Расскажите о ней.

Да, была такая ситуация, была авария, была пыль. Но решение было принято судьями, и мы с ним согласились, хотя на самом деле были не согласны. Мы считаем, что это была организаторская ошибка.

Мы завелись после последних джипов, и к концу этапа 10 лучших грузовиков — лидеров, начинают накатывать эти джипы. Соответственно мы начинаем обгонять их десятками, они нам мешают. Так как мы ехали последними и нагоняли других, было очень много пыли. Получилось так, что сильное бездорожье, ямы, канавы, овраги и пыль, как мука, она проникает во все места, ты ей дышишь. Это действительно тяжело. Плюс жара. Температура в кабине достигает около 52–55 градусов, кондиционеров нет, ни один прибор не выдерживает такой тряски. У одного джипа были проблемы с рулевым управлением, их поставило боком, и поднялся еще один большой сгусток пыли, в который мы резко въехали. Мы ударились в джип, порвали об него колесо и остановились. Конечно же, мы испугались, побежали, спросили как у них дела. С ними было все в порядке, к нам никаких претензий не было. Они полностью признали свою вину, сказали «Да, у нас проблемы с рулевым».

Когда мы их ударили, автомобиль встал на бок. Мы говорим, сейчас мы колесо поменяем и вам поможем. Все, никаких проблем. Пока мы меняли колесо, подъехал другой джип, видимо из их команды, и перевернул. Наши основные конкуренты, голландцы, увидели, что мы занимаемся своим колесом, а джипу помощь оказывает посторонняя машина. Приехав на бивак, Владимир Чагин еще раз сходил к экипажу этого джипа и удостоверился, что им действительно не нужна помощь. Они сказали: Нет, это полностью наша вина. Так как у них были проблемы с управлением, и стояли они на нашей траектории, мы решили, что это время — 11 минут, которое мы потратили, меняя колесо, надо вернуть.

Время нам вернули, но конкуренты, увидев, что мы снова в лидирующей таблице, написали письмо-протест с целью дисквалифицировать наш экипаж, так как он не помогал этому джипу, совершал замену своего колеса, а джипу помогал совершенно другой джип. -Де Роев не пришел к нам, не поинтересовался, как было на самом деле, а просто написал протест. Судьям, видимо, команда «КамАЗ-Мастер» настолько приелась своими победами, что они ищут любую зацепку, чтобы снять экипаж с гонки.

Это у них получилось, мы их поздравили. Когда -де Роев выиграл эту гонку, мы узнали, что он ехал на несоответствующей требованиям подвеске. У нас подвеска должна быть 300 миллиметров, у него была в пределах 500. И когда он заходил на подиум, в его глазах мы видели -он прекрасно знал, что мы в курсе его подвески. Мы такого никогда не допускаем. Мы всегда полностью соответствуем регламенту, техническим требованиям, которые должны быть на ралли. В его глазах не было той радости от победы, которую он завоевал.

Мы не упали духом, мы готовимся к следующему году. Я думаю, что все будет хорошо, ведь в этом году впервые на гонки выехал молодой состав, это и Андрей Каргинов, и начинающий пилот Айрат Мардеев, сын знаменитого Мардеева, который ездит на «техничке».

— Есть у вас какой-то талисман, который вы всегда возите с собой на гонки?

Есть талисман, мягкая игрушка. Я родился в год льва, и у меня лев всегда со мной, висит на задней дуге безопасности.

— Не укачивает в транспорте? А если укачивает, то что делаете?

На самом деле есть такая проблема. В гонке, когда скорость 15–20 км/ч, и ты 200 километров можешь просто ехать по пескам мягким, бывает такой момент. Небольшие дюнки, вверх-вниз, вверх-вниз целый день. Но ты уже заранее знаешь, что будет такой спецучасток, и ты готовишься к этому. Есть ребята, которые страдают «морской болезнью». Но существуют элементарные таблетки для детей, они очень помогают. Ребята принимают их, и никаких проблем.

— От каких вредных привычек или занятий вам удалось или пришлось избавиться ради своего увлечения?

Да вроде их и не было. Я с детства спортсмен, с детства себя готовил к этому. Не курил, не пил. Стараюсь уделять время другим интересным занятиям.

— Когда вы впервые сели в КамАЗ в роли механика, какие были эмоции, вы их помните? И отличались ли они от тех, что вы испытали, сев за руль КамАЗа?

Наверное, самое сложное в гонке — ехать механиком. Первый раз я испытал очень сильные эмоции. Была очень сильная тряска, очень сильные перегрузки. Честно признаться, местами приходилось терпеть, даже слезы шли. Первые два дня у меня все болело, все ломило. Потом, когда уже вкатился, на 6–7 день понял, что это действительно интересно, увидел, что наш грузовик везде везет. Мы проезжали по таким местам, где с первого взгляда сложно было поверить, что он там проедет.

Когда мы проехали весь маршрут, я понял, что хотел бы этим заняться. Когда садишься пилотом, основная задача или переживание только за то, чтобы довезти грузовик до места — это ведь около 10 тонн. Если на карте у тебя 4 сантиметра до земли, то здесь почти два метра, и разница есть. Преодолевая эти барханы, понимаешь, что тебе доверили очень серьезное дело, а не просто дали какой-то грузовичок. Нужно проехать достойно, если ты планируешь ездить дальше.

— Какой самый сложный технологический ремонт вам приходилось совершать? С какими самыми сложными повреждениями вы финишировали?

Начну со второго вопроса. У нас Владимир Чагин ехал как-то без колеса 13 километров. Он пробил заднее колесо, до конца спецучастка оставалось 13 километров, он не стал терять время, так как на замену колеса уходит 12 минут. Так он и ехал до финиша. Доехал, но ошметками под крылом колеса порвало топливные шланги. На финише они увидели, что солярка у них просто течет ручьем.

Ну а самый сложный ремонт, наверное, был на этом «Дакаре». У Айрата Мардеева вышла из строя шестерня распредвала, разварились зубья, оказался заводской технологический брак. Чтобы до этой шестерни добраться, нужно было вынимать мотор. Такое, наверное, было на «Дакаре» впервые. Даже все наши соперники собрались посмотреть как «КамАЗ» вытаскивает двигатель во время «Дакара». Весь ремонт мы выполнили за 12 часов. Естественно, что машина уже сошла с трассы.

— Вы до Тюмени добирались отдельно от КамАЗа или на нем? Как сотрудники ГИБДД реагируют на вашу машину?

На нем, ехал своим ходом. Останавливают, на вашем тюменском посту вот остановили.

— Каждый раз вы отсутствуете дома в Новый год, Рождество, а Владимир Чагин еще и в свой день рождения. Как родные к этому относятся?

Грустят, конечно. Мой папа спортсмен, так что мама уже тоже привыкла. С пониманием относятся, и спасибо им за это. Нелегкая работа, нелегкая жизнь, мы все время в разъездах. Родные переживают, волнуются, мы постоянно связываемся с ними. У Владимира Чагина 5 января день рождения, и каждый год он привозит себе подарок — победу на этапе.

Материал подготовила Ольга Боровикова

"