Posted 14 апреля 2012,, 07:36

Published 14 апреля 2012,, 07:36

Modified 11 ноября 2022,, 18:53

Updated 11 ноября 2022,, 18:53

«Титаник» утонул 100 лет назад

14 апреля 2012, 07:36
Сегодня исполняется ровно 100 лет с момента гибели «Титаника». Это одна из самых крупных морских катастроф в истории человечества. Жертвами стала большая часть пассажиров — 1513 человек.

«Титаник» на момент постройки был крупнейшим пассажирским лайнером в мире. Длиной в три футбольных поля и высотой с 11-этажный дом, гигантский пассажирский лайнер «Титаник» считался непотопляемым. «Сам Господь не сможет потопить этот корабль», — хвастался один из членов экипажа 46-тонного «Титаника» — великолепного океанского лайнера, который размерами и комфортом превосходил все построенные до того времени суда.

В апреле 1912 года «Титаник» отправился из английского порта Саутгемптон в Нью-Йорк в свое первое и последнее путешествие. Через четыре дня в северной части Атлантики судно столкнулось с айсбергом и затонуло.

У «Титаника» была миссия. По словам Уильяма Блэра, директора Национального музея Северной Ирландии, «в период между 1900 и 1914 годами в Соединенные Штаты ежегодно направлялось около 900000 эмигрантов». Их перевозка из Европы становилась главным источником прибыли для трансатлантических судоходных компаний. Поэтому «Титаник» должен был служить и этой цели. Капитан «Титаника» Эдвард Джон Смит знал об опасностях, которые несут с собой дрейфующие льды Северной Атлантики. Он часто ходил по этому маршруту на «Олимпике». К тому же ряд предупреждений об айсбергах были посланы «Титанику» с других кораблей, однако некоторые из этих сообщений были проигнорированы или, возможно, не получены.

Впередсмотрящие внезапно заметили айсберг прямо по курсу — но увы, слишком поздно! Вахтенный штурман успел уклонить корабль от лобового столкновения с ледяной глыбой, которая все же повредила его корпус: своим бортом «Титаник» буквально прогладил один из выступов айсберга. Корпус «Титаника» получил пробоину, в которую сильной струей хлынула океанская вода, затопляя отсеки носовой части судна. Уже скоро стало ясно, что корабль неизбежно затонет, тогда капитан Смит послал сигналы SOS и приказал расчехлить спасательные шлюпки. На «Титанике» имелось 16 спасательных шлюпок и 4 дополнительные складные лодки. Их общая вместимость составляла около 1170 человек, в то время как на борту корабля было более 2200 человек: пассажиров и членов экипажа! Положение усугублялось и тем, что многие лодки отплывали от тонущего корабля загруженные не полностью. К тому же люди в них в основном не пытались спасать тех, кто находился в воде.

В результате в живых осталось лишь 705 человек: менее трети пассажиров и членов экипажа. Из них 338 мужчин — около 20 процентов из находившихся на борту, и 316 женщин — 74 процента. Остальные спасшиеся были дети. Среди погибших были капитан Смит и радист Джек Филлипс.

После крушения

После гибели «Титаника» морская администрация ввела правила по обеспечению большей безопасности мореплавания. Согласно одному из них, каждый уходивший в море корабль следовало оснастить достаточным количеством спасательных шлюпок, чтобы разместить всех людей, находящихся на борту. Многие годы считалось, что причиной быстрой гибели «Титаника» стала большая пробоина в корпусе, которую он получил при столкновении с айсбергом. Однако в 1985 году, после обнаружения «Титаника» на дне океана, исследователи выдвинули другую версию. Согласно ей, ледяная вода вызвала деформацию стали, из которой был изготовлен корпус, что привело к ее хрупкости и ломкости. Вот почему не прошло и трех часов после удара об айсберг, как «Титаник» раскололся на две части и пошел ко дну, увековечив свое крушение как одну из величайших трагедий в истории мореплавания.

Обломки «Титаника» находятся под охраной Конвенции ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия от 2001 года. До этого момента корабль не находился под защитой Конвенции, поскольку она применяется к объектам, затонувшим век назад.

"