Posted 16 декабря 2009,, 08:37

Published 16 декабря 2009,, 08:37

Modified 11 ноября 2022,, 18:24

Updated 11 ноября 2022,, 18:24

Фотография по-тюменски: часть первая

16 декабря 2009, 08:37
Тюменские фотографы ответили на вопросы посетителей сайта nashgorod.ru. Тюменцы проявили активность, что вылилось в большой объем интервью, поэтому оно будет состоять из двух частей.<

Тюменские фотографы ответили на вопросы посетителей сайта nashgorod.ru. Жители нашего города проявили активность, что вылилось в большой объем интервью, поэтому оно будет состоять из двух частей.

Представим тех, кто принял участие в интервью: Сергей Разумный — свадебный и fashion-фотограф, Надежда Чижова — специализируется на съемках детей и портретов, Евгений Шаров — на фоторепортажах, и Елена Ивасива — снимает глэм, полутрэш.

От кого: Оксана

Раньше у многих были фотографии, все фотографировали друг друга, и никто не говорил: «Не умеешь — не снимай». Почему сейчас фотографы с таким пафосом относятся к любителям? Говорите ли вы своим знакомым, которые снимают для души: «У тебя здесь горизонт завален, а там резкости нет»?

Сергей: Если фотограф-любитель хочет знать мнение более опытного фотографа, которого он уважает, то он не обидится на комментарий про горизонт или композицию кадра. Есть фотография для домашнего альбома, а есть коммерческая фотография. Чтобы снимать за деньги, надо знать правила, и тогда их можно обосновано нарушать.

Надежда: К любителям отношусь совершенно спокойно: хотят — пусть снимают. С какими фотографами Вы общаетесь, которые относятся с пафосом? Общайтесь с другими, это просто люди, и все разные. Если знакомый меня спросит конкретно что-либо по фотографии, я могу указать на плюсы и минусы, а просто так нет смысла критиковать, иначе в следующий раз никто ничего не покажет. Все по существу.

Евгений: Если меня просят посмотреть фотографии, как-то их прокомментировать, покритиковать, я это делаю, но инициативы не проявляю. Стараюсь помочь людям, которые обращаются с конкретными вопросами, например, по технике.

Лена: Хм… Это вообще, честно говоря, не про меня. Сейчас, все чаще знакомые и незнакомые начинающие фотографы просят покритиковать, прокомментировать их работы. Какой из меня критик? Я руководствуюсь своим вкусом и четкими представлениями о том, что есть красиво, а что не слишком. Бывает фотография «вылизанная», технически правильная, но до ужаса скучная. И вспомнить потом не получается, что на ней было и кто снял. А бывает, совсем наоборот… и такая работа может восхитить и родить целую бурю эмоций. И разве после всего этого важно — любитель ты или нет? Я знаю очень много ребят, которые меньше года назад взяли камеры в руки, и сейчас делают такие качественные снимки, что любой «матерый профессионал» позавидует. А снобизм, надо гнать. Я против этого!

От кого: Ольга

Добрый день! Я работаю в сфере PR и довольно часто сталкиваюсь с необходимостью прибегать к услугам фотографов. В статье одним из вопросов значится «как фотографу заработать», а вот я, являясь заказчиком, сталкиваюсь с проблемой: где найти хорошего профессионального фотографа. Согласна с тем, что увлечение фотографией стало повальным, и, кажется, только ленивый не рассматривал возможность купить профессиональную камеру и пойти зарабатывать «легкие» деньги, снимая свадьбы. А многие именно так и делают. В результате, по моему мнению, сейчас переполнен рынок свадебной фотографии, а вот рекламных фотографов не хватает. И если из тюменских фотопрофи кто-то и снимает для рекламы, то, как правило, у них узкая специализация — это или fashion, или представительский портрет, или репортаж. А нашей компании нужно и продукцию снять студийно, или события, и просто людей на доску почета — разные бывают потребности. Хотелось бы работать с одним профессионалом и быть уверенной в качестве работы. И вообще, сталкивалась с таким мнением, что для фотографа 3–5 тыс. за студийную съемку — не деньги, потому что он за день свадьбы получает минимум 20 тыс. Может статься, что рекламной фотографии в Тюмени скоро вообще не будет. Пожалуйста, прокомментируйте ситуацию.

Сергей: Рынок перенасыщен фотографами низкого уровня. Они работают с заказчиками, которые не могут себе позволить нанять более опытного и, следовательно, более дорогого фотографа. Топовых фотографов не так много, и работы им хватает, несмотря на переполненный низ. Если вам нужен качественный материал, то предметную съемку должен делать один фотограф, репортаж — другой, а портреты — третий. Это разные техники съемки, которыми должны заниматься отдельные люди. Но можно найти и универсального фотографа. Я не занимаюсь репортажной съемкой на мероприятиях, съемкой продукции для каталогов оттого, что мне это неинтересно и неприбыльно. Я занимаюсь рекламными съемками одежды, потому что мне это интересно и я ставлю своей целью собрать достойное портфолио для работы в крупных городах за нормальные деньги.

Рекламные фотографы появятся, если будет спрос, способный обеспечить зарплату фотографу 200 — 300 тыс. руб./мес. при объеме в 10–20 съемок без postproduction-работы. Тогда будут те, кто занимается этим по-настоящему профессионально, а не в перерывах между свадьбами. Это станет мечтой всех свадебных фотографов, которые в иерархии находятся ниже рекламных фотографов.

Надежда: Разделение фотографов на узкие специализации — это норма. Зависит от того, к чему у человека проявляется больший интерес. Снимать натюрморты и снимать портреты — это очень разные сферы. Один человек любит тишину и спокойствие, другой специализируется на эмоциях, «движухе». Профессионал может снять все: и fashion, и портрет, и репортаж, и на доску почета, но то, к чему у него больший интерес, он снимет лучше. Это важно. Вы же не можете себе найти врача, который вылечит все болезни сразу. Насчет заработка. Хорошая реклама стоит очень хорошо. Нет смысла работать с дорогой техникой за низкую зарплату. Даже фотоаппарат не окупится, а у него, кстати, есть свой ресурс (и не такой уж большой).

Евгений: Выбор фотографов очень большой, и специализация существует. Нужно пробовать работать с разными фотографами, и Вы найдете того профессионала, с которым Вам будет удобно, комфортно, и он будет работать качественно. Ведь здесь вопрос отчасти профессионализма, отчасти личностных качеств. Я желаю Вам найти своего фотографа. По поводу второго вопроса я думаю, что рекламная фотография будет жить. Цены же на услуги фотографов мне кажутся обоснованными, и не только потому, что я отношу себя к этой профессии, но и потому, что здесь играет роль техническая оснащенность, которая стоит достаточно дорого. Хотя о ценах спорили, спорят и будут спорить.

Лена: Конечно, Вам будет непросто найти такого фотографа-универсала. Ценовая политика у всех своя, и я понимаю фотографов, которым не хочется снимать за 3-5тыс. Любая съемка, если к ней подойти добросовестно, дело крайне трудоемкое. Чтобы сделать 5 фотографий, надо отснять как минимум 555! И это не показатель непрофессионализма, а совсем наоборот. А многим заказчикам сейчас хочется подешевле, но побольше и получше. Насчет «повального увлечения фотоделом» я с вами не согласиться не могу. Это стало настолько повсеместно распространено, что начинает «умилять». Деньги у многих на первом месте, поэтому легко объяснить избыточное количество свадебных фотографов. А рекламная съемка требует много сил и умений при низкой оплате. Не мудрено, что желающих удовлетворить ваши запросы не так-то много. Хотя, пожалуй, через пару ситуация изменится.

Добрый день, Сергей! Скажите, проводите ли вы мастер-классы по фотографии? Если да, то где и как на них можно попасть?

— Провожу, но крайне редко. 19—26 января совместно с фотографом с Украины проводим мастер-класс в Египте.

От кого: Вадим Шаров

Где можно увидеть ваши работы?

Сергей: На моем сайте.

Надежда: На сайте

Евгений: На сайте. Время бумажных портфолио, к счастью или к сожалению, проходит. В начале карьеры у меня был огромный альбом и специальная сумка, в которой я носил фотографии. Ходил с ней в компании, к заказчикам. Почему альбом был большой? Потому что те фотографии, к которым мы привыкли — 10*15 см не могут передать впечатления от картинки. Чем больше фотография, тем больше впечатлений, эмоций можно получить. Сейчас все проще — есть сайт, который, как мне кажется, позволяет выйти и на другие рынки.

Лена: Мои работы можно посмотреть тут или тут.

От кого: Гриша

Подскажите пожалуйста, каким светофильтром пользоваться для съёмки зимних пейзажей? Камера Canon SX10IS. Заранее, спасибо.

Надежда: Поляризационным фильтром. Конкретные марки смотрите на сайте производителя для данной модели фотоаппарата.

От кого: Наталия

Фотография — это волшебная вещь: можно увидеть мир глазами другого человека. Не могли бы рассказать, с чего началось увлечение фотографией, и на каком этапе это стало приносить доход. Спасибо.

Сергей: Началось очень давно еще в детстве. Я всегда испытывал огромный интерес ко всему визуальному. Наверное, это определило мою будущую работу. Приносить деньги стало после появления коммерческих заказов, до этого снимал для себя и для друзей.

Надежда: Увлечение фотографией началось со школы. Печать в ванной с красным фонарем — фантастика. Потом большой перерыв. Снова берешь в руки фотоаппарат, когда рождается ребенок. Все как у любителя. Есть предмет обожания: берешь и снимаешь, получая удовольствие. Когда получается хороший кадр, получаешь большее удовольствие, и так по нарастающей, пока не понимаешь, что это уже страсть. А если у тебя появилась страсть — все, фотоаппарат на полку ты уже не поставишь. Тебя уже несет, ты болен… Появляются идеи, и ты начинаешь зарабатывать. Приходите ко мне в студию, и вы познакомитесь с моими идеями.

Евгений: Фотографией я занимаюсь с детства, лет, наверное, с 9. Конечно, я говорю здесь о непрофессиональной фотографии. Мой папа, хотя и не был профессиональным фотографом, много снимал, учил меня. Волшебный мир темной комнаты, наверное, оказал влияние на многих людей: на ночь закрываешься в ванной, включаешь красный фонарь, разводишь ванночки, всю ночь сидишь. Наутро у тебя готовы фотографии, которые ты сделал своими руками. То есть увлечение пришло с детства. Профессионально фотографией я занимаюсь около 7 лет. Я долгое время был пишущим журналистом, остался в журналистике, но перешел из разряда пишущих в разряд фотожурналистов, а затем это превратилось в профессию.

Лена: Да, вы правы, не знаю, что бы делала без фотографии. Началось все около 5и лет назад. Я тогда закончила 10 класс и в жизни появились люди, увлекающиеся съемкой на пленку. Это были ребята из Москвы и Екатеринбурга, мы выбирались на фотосессии, где я была их моделью. Весь этот процесс настолько меня восхитил, что я решила во что бы то ни стало познать хотя бы основы этого искусства. На пути к моему становлению я исчерпала ресурсы съемки у двух «мыльниц». С годами фотография все сильнее занимала мой ум, постепенно я начала осваивать разные программы по обработке графических изображений, потому как убеждена — без Photoshop — не жить! В университете мы с девочками устраивали съемки, дурацкие и не очень. Я вела блог, выкладывала туда свои работы, стали появляться читатели, комментаторы, люди стали выражать свое отношение к моим работам: кому-то они нравились, кто-то говорил, что это никуда не годится. Честно говоря, критика убивала осознание себя как фотографа, и несколько раз хотелось все бросить.

Но я продолжала делать то, что по душе, стали поступать предложения от незнакомых людей. Потом сотрудничество с некоторыми изданиями Тюмени и Нижневартовска. Съемка свадеб (хотя до сих пор не считаю себя свадебным фотографом), репортажей. Пожалуй, я попробовала работать во многих жанрах фотографии и нашла себя в съемке fashion, glam, «полутрэша». Вы лучше посмотрите мои работы и никакие клише уже не понадобятся.

От кого: Елизавета

А как Вы научились фотоделу?

Сергей: Все еще учусь. Читал книги и у меня были хорошие учителя.

Надежда: Читала журналы, в основном, рубрику «Фотокритика». По ней легко учиться. Многие вещи делаешь интуитивно, если тебе дано-то у тебя получится. Первый раз увидела работы Сергея Шаповала и была потрясена. Общаясь с ним, можно многому научиться. Спасибо ему.

Евгений: Читал очень много книг, журналов. Старался посещать курсы и мастер-классы, которые были в нашем городе. Учился в заочных фотошколах Москвы и Петербурга. В обучении никогда нельзя поставить точку, ведь каждый день появляется что-то новое.

Лена: В основном сама, много снимала, экспериментировала. Читала «умные» книги, слушала неглупых людей, вдохновлялась восхитительными работами западных фотографов, музыкой любимых исполнителей, европейским кинематографом. Помните — залог успеха в любом творчестве — это чувство вкуса, чувство стиля. Это ключ ко всему.

От кого: Анастасия

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, где у нас в городе можно научиться профессиональной фотосъемке, и сколько стоит обучение? Спасибо.

От кого: Юлия Ушланова

Где в Тюмени есть хорошая школа фотографии, и что желательно иметь чтобы в ней учиться?

Сергей: В школе фотографии «Первый кадр» и в школе «Эйсаль».

Надежда: Чтобы учиться фотографии, нужно иметь интерес и не простой, а очень сильный. Все остальное приложится.

Евгений: Тюмень последние 1,5 — 2 года переживает бум фотографии. Сейчас в городе существует 4 фотошколы, обучение в которых стоит примерно одинаково. У этих школ существуют свои сайты, информацию можно найти на форуме. Для обучения в фотошколе необходимо желание учиться: фотографии, как и другим творческим видам деятельности сложно научить, можно только помочь, подсказать. Важно наличие профессиональной техники, иначе обучение не будет столь эффективным.

Лена: По-моему мнению, в Тюмени учиться негде. Искусство фотографии надо постигать в Европе или дальше. Я и сама подумываю поехать куда-нибудь. Мне самой еще учиться и учиться.

От кого: Ульяна Лях

Каково ваше отношение к дилетантам? (Ну, к тем, у кого в списке интересов «фотографировать»).

Сергей: Считаю что это очень интересно. Уважительно отношусь. И отношусь неуважительно к дилетантам, выдающим себя за лучших фотографов, и к людям, смотрящим на всех свысока.

Надежда: Иногда у любителей бывают такие снимки, что профессионал позавидует. Если я вижу чужие фотографии, я обязательно отмечу хороший снимок. Ему приятно, а мне нетрудно и не жалко. Кстати, насчет качества никогда не переживайте, главное — эмоциональное состояние, переданное снимком.

Евгений: Фотолюбитель — это человек, который любит фото, предан этому делу, занимается этим с увлечением. Иногда у любителей качество картинки сопоставимо с качеством работ профессиональных фотографом. Человек, увлеченный фото, делает это для себя, а профессиональный фотограф делает на заказ, учитывая пожелания клиента, ограниченность во времени, технические требования, поэтому несколько более связан в творчестве. Замечательно, что есть люди, которые занимаются этим для себя и достигают хороших результатов. У нас в городе есть Фотофиниш, фотоклубы, конкурсы, и это очень позитивно.

Лена: Честно? Часто предвзятое. Достаточно посмотреть на аватару. Хотя все же больше лояльное. И если меня попросят о помощи, я с радостью поделюсь кое-какими умениями. Главное не снимать только потому, что «модно». Это убивает всю лирику.

Может ли восхитить/понравиться работа непрофессионала — просто у кого-нибудь в альбоме, на трехмегапиксельную мыльницу сделанный снимок — или вы этот поток чужого фотосознания даже не воспринимаете с высоты своего мастерства?

Сергей: Конечно, может. Очень часто нахожу в любительских альбомах интересные фотографии, где запечатлен интересный момент. Мегапиксели не определяют художественную ценность фотографии.

Евгений: Конечно, может. Мне нравятся многие работы и коллег-профессионалов и коллег-фотолюбителей.

Лена: Часто такое бывает. Я думаю, а как так сняли круто?! Вон взять того же великого и ужасного Терри Ричардсона, многие его работы сняты на мыльницу. Талант не спрячешь. И не надо его прятать! Снимайте на все, что есть под рукой! Главное, воспитывайте вкус!

От кого: CD (Новодел)

Дамы и Господа, вопрос ко всем… Каково нынче фотографу в наше сложное время. Как отражается кризис в вашей работе и в лицах клиентов.

Сергей: Рекламные съемки умерли.

Надежда: Работы немного меньше, чем в прошлом году, но она есть. Люди хотят быть счастливыми и получать удовольствие даже в кризис. Жизнь не остановилась…

Евгений: В прошлом году это было достаточно заметно, потому что сократились рекламные бюджеты компаний, стало меньше корпоративных мероприятий, потому что первым делом урезают статью расходов на фотографа. В целом же год прошел успешно.

Лена: Не слишком отражается. Заказы как были, так и есть. Может не так регулярно как раньше, но, по-моему, ко всему можно приспособиться.

От кого: Катерина

Как вы считаете, важно ли фотографу иметь художественное образование?

Сергей: Желательно. Очень жалею что не имею, приходится больше читать и доходить самому до того, чему бы могли научить.

Надежда: Желательно. По крайней мере, с образованием лучше, чем без него. Или хотя бы самому почитать.

Евгений: Важно, но я этим похвастаться не могу. Я бы хотел получить образование в сфере искусства, это нужно, и я буду над этим работать.

Елена: Нет, у меня за плечами музыкальная школа только. Рисовать я совсем не умею. Надо быть духовным и не глупым. Книги, музыка, кино, театры. Постоянное саморазвитие и самокопание. Пустышек хватает.

"