Posted 17 декабря 2015,, 11:05

Published 17 декабря 2015,, 11:05

Modified 11 ноября 2022,, 20:24

Updated 11 ноября 2022,, 20:24

Валерий Фальков: Нельзя примерить на ТюмГУ костюм Кембриджа

17 декабря 2015, 11:05
Большим вызовом назвал участие Тюменского государственного университета в международной программе ректор вуза Валери й Фальков. Первый конкурс на участие в этом престижном проекте состоялся еще в 2013 году. ТюмГУ принял участие во втором конкурсе, проходившем в этом году. Проект «5.100» направлен на повышение конкурентоспособности университетов. В результате в России должны появиться вузы, имеющие международную репутацию.

Большим вызовом назвал участие Тюменского государственного университета в международной программе ректор вуза Валери й Фальков. Первый конкурс на участие в этом престижном проекте состоялся еще в 2013 году. ТюмГУ принял участие во втором конкурсе, проходившем в этом году. Проект «5.100» направлен на повышение конкурентоспособности университетов. В результате в России должны появиться вузы, имеющие международную репутацию.

Защита программы Университета прошла в октябре во Владивостоке и была уникальна тем, что участие в ней принял глава регион Владимир Якушев. В итоге ТюмГУ был принят в проект: «Вход в проект закрыт, а выход есть всегда», — уточнил Валерий Фальков. Кстати, участникам проекта на федеральном уровне выделено 14 с половиной миллиарда рублей, но как будут распределены между университетами эти средства, станет ясно, когда они защитят свои «дорожные карты».

«Программа предполагает, что вузы должны найти собственную уникальную модель. Невозможно снять костюмчик с Кембриджа, Оксфорда, привезти его в Тюмень, сшить по тем же лекалам и надеть на тело университета. Это нереально, у каждого своя судьба», — заверил ректор.

«Консенсус внутри коллектива у нас есть, — считает Валерий Фальков, — За редким исключением преподаватели программу поддерживают». Напомним, в минувшую субботу, 12 декабря, в Тюмени прошли одиночные пикеты ряда преподавателей, обеспокоенных изменениями, связанными с программой «5.100». Старший преподаватель кафедры мировой политики и новой истории ТюмГУ Гульнара Аитова считает, что несмотря на столь престижный уровень программы «5.100», ее реальное содержание предусматривает принятие весьма жестких и противоречащих законодательству Российской Федерации мер в сфере образовательной, трудовой и научной деятельности вуза.

Так, один из пунктов списка негативных для ТюмГУ последствий гласит: «Трудовые отношения в университете помимо Трудового Кодекса РФ будут дополнительно регулироваться системой так называемых „эффективных контрактов“, предполагающей ультимативный характер выполнения ряда наукометрических показателей. Научная деятельность профессорско-преподавательского состава ТюмГУ будет оцениваться исключительно уровнем публикационной активности — подчеркиваем — не в российских журналах, входящих в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ), в Перечень Высшей аттестационной комиссии (ВАК) и др., а исключительно в зарубежных журналах, индексируемых международными рейтинговыми сетями WebofScience и Scopus».

О публикациях в зарубежных журналах Валерий Фальков уточнил, что необходимость в англоязычных публикациях — большое заблуждение: «Не надо разыгрывать карту „русский-английский, патриотично — непатриотично“. Пишут же на английском языке и китайцы, и немцы. Кроме того, существуют научные журналы, публикующие статьи на русском языке».

Коснутся перемены и соотношения очников и студентов, получающих в ТюмГУ заочное образование. «Заочников сегодня обучается больше, чем очников и это плохо. Мы хотим стать полноценным вузом очной формы обучения. И для этого будем увеличивать набор абитуриентов на направления, пользующиеся популярностью. Моя экспертная оценка — к 2020 году соотношение должно стать 70 к 30 процентам», — сообщил Фальков.

К слову, ректор ТюмГУ заверил, что никаких репрессий в отношении этого преподавателя не будет: «Мы встретились и переговорили. Университет — это место дискуссии, у каждого может быть свое мнение. Только мне непонятно, почему она, не переговорив с директором института или с ректором, сразу вышла с таким пресс-релизом».

Кроме того, ректор не уверен, что существует «инициативная группа», поскольку никого, кроме организатора пикета, не видел: «Если и есть другие активисты, то это — подпольщики или партизаны. Но никаких притеснений от ректората к этой девушек нет и быть не может». Валерий Фальков уверен, что поддержка есть и со стороны студентов: «Около 800 студентов за три дня поставили свои подписи под письмом в поддержку участия вуза в программе. Это произошло сразу после известных всем событий. Причем это не просто подписи, студенты также и сфотографировались, в подтверждение того, что это их подписи».

Некоторые непрофильные направления работы вуза ждет сокращение расходов, так, ТюмГУ сократит расходы на содержание автопарка. В отношении образовательных направлений, которые сегодня не пользуются у студентов популярностью, ректор сказал: «Абитуриенты, как известно, „голосуют ногами“, если специальность неинтересна, на не никто не идет. Но есть направления, которые будут существовать, даже если на них поступит одни человек. Это „основа“ вуза — филология, история, математика, география, химия и физика».

"