Posted 19 января 2016,, 09:19

Published 19 января 2016,, 09:19

Modified 11 ноября 2022,, 19:42

Updated 11 ноября 2022,, 19:42

Роскомнадзор не нашел гей-пропаганды в смайликах на iPhone

19 января 2016, 09:19
Компания Apple решила узнать, нарушают ли смайлики эмодзи на iPhone российское законодательство, ведь там есть изображения сигарет, алкоголя и однополых пар. Сертифицированные Роскомнадзором эксперты не нашли в них пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений.

Главная цель экспертизы, согласно отчету, подготовленном по заказу российского подразделения Apple — ООО «Эппл Рус», — понять, нарушают ли эмодзи российский закон «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию». Он запрещает пропагандировать среди несовершеннолетних употребление наркотических веществ, алкоголя и табака, участие в азартных играх, проституцию, бродяжничество и попрошайничество. Запрещена также информация, которая подтолкнет покончить жизнь самоубийством, осуществлять насильственные действия, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважительное отношение к родителям, содержащая нецензурную брань, порнографию, оправдывающая противоправное поведение.

Смайлики эмодзи (emoji) были разработаны в 1990-х в Японии на фоне большой популярности комиксов. В конце 1990-х они были включены в международный стандарт кодирования символов Unicode. Видя спрос на крупном японском рынке, в компании Apple решили внедрить эмодзи у себя — начиная с операционной системы iOS 5. После этого их популярность стала расти. В 2012-м их поддержку включила соцсеть «ВКонтакте», пишут «Известия».

Согласно отчету экспертов, анализ смайликов проводился на iPhone 6. Он был необходим из-за того, что «пиктограммы эмодзи — популярный и распространенный язык общения», они могут быть использованы для коммуникаций, в том числе несовершеннолетними.

Для целей исследования смайлики разделили на категории: люди, природа, еда и напитки и др. Ни в одной из групп не были найдены смайлы, которые могут причинить вред здоровью и развитию ребенка. При этом по четырем пиктограммам были выявлены «острые моменты в оценке».

В категории «объекты и символы» обнаружена пиктограмма горящей сигареты, но счесть ее демонстрацией или пропагандой курения эксперт не смог, так как «отсутствует изображение курящего человека». Специалисты объяснили, что восприятие пиктограмм зависит от окружения — например, в сочетании с негативными картинками или текстом она «будет формировать отрицательное отношение к проблеме курения». Кроме того, изображение горящей сигареты, по словам эксперта, можно встретить в повседневном визуальном пространстве, например в обозначении зон для курения.

Эксперт уверен, что в категории «еда и напитки» присутствуют изображения спиртных напитков — из чего следует вывод, что нарисованный напиток — алкогольный, не уточняется. Автор исследования также не смог отнести эти пиктограммы к демонстрации или пропаганде употребления спиртных напитков по аналогии с сигаретой. Изображения шприца и таблетки в категории «объекты и символы» относить к демонстрации употребления наркотических средств эксперт также не стал.

«В категории «люди» есть изображения групп людей, взрослых и детей, как разных, так и одинаковых полов. Но можно ли их отнести к пропаганде нетрадиционной сексуальной ориентации? Под пропагандой понимается «деятельность физических и (или) юридических лиц по распространению информации, направленной на формирование и создание установок и (или) стереотипов поведения, либо имеющая цель побудить или побуждающая лиц, которым она адресована, к совершению каких-либо действий или к воздержанию от их совершения».

Эксперт напоминает, что эмодзи — это графический язык, в основе которого отдельные изображения-символы. «Как и в случае с другим языком, мысль, которую станет выражать пользователь пиктограмм, в том числе несовершеннолетний, будет зависеть от последовательности набора знаков и символов, в связи с чем будет приобретать положительную или отрицательную коннотацию. От того, в какой последовательности будут расположены пиктограммы эмодзи, будет меняться контекст высказывания, это может быть как одобрение, так и неодобрение определенных понятий и действий», — заключает эксперт. Поэтому отдельный смайл нельзя отнести к пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений.

В рамках экспертизы с согласия родителей, было опрошено несколько десятков детей до 5 лет, а также категорий «6+», «12+», «16+" — как они понимают смайлики. Негативного воздействия этих символов на физическое и психологическое состояние ребенка не выявлено.

«Экспертизу по эмодзи можно охарактеризовать как грамотную и обоснованную. Был проведен не только научно-практический анализ пиктограмм, но и изучена реакция детей и подростков различных возрастных групп на эмодзи. Проведены фокус-группы, опрошены около 20 детей. Получились интересные выводы, — рассказывает официальный представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский. — Например, почти все опрошенные дети воспринимали указанные «однополые» пиктограммы как родственников — членов традиционной семьи (например, братьев и сестер) или друзей. При этом старшеклассники указывали, что ассоциации с нетрадиционными отношениями в этом случае могут возникнуть у них лишь периферийно — как результат знакомства с материалами СМИ на эту тему. Так что дети наглядно продемонстрировали правоту расхожего афоризма: «Двое смотрят вниз: один видит лужу, а другой — звезды».

"