Posted 21 сентября 2017,, 08:27

Published 21 сентября 2017,, 08:27

Modified 11 ноября 2022,, 20:26

Updated 11 ноября 2022,, 20:26

Плата за лояльность: расходы Тюменской области на финансирование СМИ превысили 500 млн рублей

21 сентября 2017, 08:27
Несколько недель назад федеральный интернет-портал «Новые известия» опубликовал аналитическую статью, посвященную расходам правительства Москвы на финансирование «дружественных» СМИ — журналисты издания выяснили, что бюджетные траты столицы на эти цели в 2016 году превысили 200 млн долларов. Следуя опыту коллег, корреспонденты NashGorod.ru решили выяснить, как обстоит дело с расходами на «поддержку» журналистов в Тюменской области.

Несколько недель назад федеральный интернет-портал «Новые известия» опубликовал аналитическую статью, посвященную расходам правительства Москвы на финансирование «дружественных» СМИ — журналисты издания выяснили, что бюджетные траты столицы на эти цели в 2016 году превысили 200 млн долларов. Следуя опыту коллег, корреспонденты NashGorod.ru решили разобраться, как обстоит дело с расходами на поддержку прессы в Тюменской области.

Создание «правильного» информационного фона, судя по всему, становится одной из ключевых задач власти — ведь по этому фону судят в верхах об эффективности самой власти на местах. Неслучайно на эти цели в РФ ежегодно выделяются денежные средства, объем которых сопоставим с бюджетом небольшой африканской страны. По предварительным расчетам, в 2017 году только Москва вложит в журналистику порядка 24,2 миллиардов рублей.

Выводы о размерах трат вытекают и закона о бюджете города, а также на данных портала госзакупок, где время от времени появляются тендеры на изготовление и публикацию «заказных» материалов. Как выясняется при ближайшем рассмотрении, на поддержание имиджа столица тратит больше средств, чем транснациональные корпорации Procter&Gamble, PepsiCo и Nestle вместе взятые. При этом на высшее образование Москва выделяет сумму, которая почти в пять раз меньше (5,5 млрд рублей), на обеспечение работы скорой медицинской помощи — в семь раз меньше (3,5 млрд рублей).

Ныряем в омут законов… о бюджете

Информацию о вложениях в информационную политику властей Тюменской области NashGorod.ru решил выяснить, проанализировав бюджет региона. Как оказалось, для учета средств, выделенных на прямое субсидирование СМИ, в документе выделен целый раздел. Сумма трат заявлена вполне открыто — 402 млн рублей. Согласно тому же источнику, в 2018 году на эти цели должна быть направлена аналогичная сумма, в 2019 — на один миллион больше.

Из приложения к закону о бюджете, описывающего распределение средств по статьям расходов, стало известно, что 97,8 миллионов рублей регион потратит на субсидии телекомпаниям. Еще 65,2 млн — на помощь печатным изданиям, в т.ч. газетам и журналам, учрежденным органами власти (48,71 млн). Также 49 миллионов рублей выделено на субсидии организациям, проводящим социологические опросы и контент-анализ публикаций.

Стоит сразу признать, что на фоне ситуации в Москве сумма трат по разделу «СМИ» выглядит относительно невысокой, однако все же она превосходит расходы на амбулаторную медицину (153 млн рублей) и обеспечение пожарной безопасности (225 млн рублей).

Добавим, что отследить конкретных получателей траншей из числа СМИ практически невозможно — такой информации нет в открытом доступе. Несмотря на это, можно предположить, кто был выгодоприобретателем в данной ситуации — в регионе не так много телеканалов и государственных печатных изданий.

Верхушка айсберга — госзакупки

Затраты на прессу не ограничиваются суммой, упомянутой в отдельном разделе бюджета. Помимо этого региональные органы государственной власти регулярно объявляют тендеры на изготовление и публикацию материалов, освещающих те или иные вопросы работы госорганов в выгодной для заказчиков форме.

Получателями крупнейших госзаказов стали АНО «ТРК Тюменское время» (телеканал ТСН), и ВГТРК («Регион-Тюмень»). Так, например, на оказание услуг по производству и размещению в эфире телеканала телепередач, освещающих вопросы социально-экономического развития Тюменской области, а также наиболее значимые события в регионе бюджет потратил 39,2 миллиона рублей. Еще в два миллиона рублей обошлось освещение культурной жизни региона — репортажи об открытии выставок, презентациях книг, премьерах спектаклей, фестивалей и т.д.

Интересный факт, что эти статьи расходов замаскированы в бюджете под кодом, обозначающим «иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». Общее количество подобных «иных» закупок, в рамках которых средства получат лояльные СМИ, можно оценить лишь по итогам года.

По состоянию на сентябрь, размер трат в рамках тендеров на «заказные» материалы превысил 131 миллион рублей, увеличив сумму региональных расходов на СМИ до 533 млн рублей.

Подводим итоги?

Было бы неверно утверждать, что все суммы, упомянутые в этом материале — это финансирование государственной пропаганды и поддержки имиджевых клише в духе «лучшего города Земли». Часть из этих средств вкладывается в необходимые населению СМИ, которые просто физически не выживут без господдержки. Речь идет о десятках сельских газет, неспособных обеспечить себе достаточный бюджет за счет рекламы, и тех же официальных печатных изданиях органов власти.

Впрочем, даже если говорить из допущения о том, что на «правильный» информационный фон выделяется лишь 70% от упомянутой суммы, в отчете все равно появится девятизначная сумма — 373 миллиона. Существенно меньше, чем в Москве, однако существенно больше, чем требует того здравый смысл.

Сравнение расходов на финансирование медиа в целом и в пересчете на число жителей Москвы, Нью-Йорка и Тюменской области.

Так, для сравнения, в крупнейшем городе США Нью-Йорке у мэрии на балансе находится 2 городских канала, радиостанция и другие поддерживающие медиа-подразделения. Они объединены в NYCMediа. Все расходы на эту медиагруппу составляют 33 миллиона долларов в год (около 1,9 млрд рублей). Это в четыре раза больше, чем в Тюменской области, но при этом население Нью-Йорк сити — 8,5 миллионов человек (против 1,4 — Тюмень плюс юг Тюменской области). В пересчете на налоговую нагрузку выходит, что житель города в устье Гудзона ежегодно платит за государственные СМИ 223 рубля ($3,83), а житель Тюменской области — 372 рубля.

Несмотря на то, что ситуация в Тюмени демократичнее столичной, размер трат на поддержку медиа выглядит завышенным. 533 миллиона — это сумма достаточная для строительства нескольких километров автодороги, возведения небольшой школы или детского сада, предоставления квартир более чем 20 малоимущим семьям, проведения нескольких сотен операций и терапевтических курсов для онкобольных.

"