Posted 21 сентября 2019,, 06:56

Published 21 сентября 2019,, 06:56

Modified 20 октября 2022,, 03:33

Updated 20 октября 2022,, 03:33

К чему приведет индивидуальная траектория тюменских студентов?

К чему приведет индивидуальная траектория тюменских студентов?

21 сентября 2019, 06:56
Фото: 1Mi
Десятилетиями тюменские студенты учились в классической системе образования. И, казалось, что образовательный путь студента предопределен. Но система образования не стоит на месте. В ТюмГУ стали обучаться по индивидуальной траектории. «Наш город» приводит мнения экспертов и преподавателей из других вузов.

Раньше студент не имел возможности выбирать профильные дисциплины, лишь в некоторых университетах можно было выбрать пару, тройку — курсов.

Но современное стандарты образования предлагают каждому студенту определить свой путь самостоятельно. Помимо базовых предметов студент может выбрать несколько предметов на свой вкус.

«Сейчас все интересное и инновационное в мире требует междисциплинарного подхода и создается на стыке профессий, например, между биологией и информатикой, между медициной и химией. Для обеспечения профессионального прорыва в будущем студенту нужно дать возможность взглянуть с разных позиций на одну и ту же проблему. Поэтому мы подумали, что может предложить студентам Тюменский государственный университет и инициировали новую образовательную модель, в основе которой — индивидуализация образования» — поделилась проректор по образовательной деятельности Тюменского государственного университета Таисья Погодаева.

Так, Тюменский государственный университет пошел одним из первых по пути индивидуализации образования, давая возможность максимально раскрыть свои способности и потенциал. Студенты первого курса имеют возможность самостоятельно формировать свой индивидуальный учебный план за счет выбора учебных курсов, наряду с изучением обязательных дисциплин.

Своими мнениями по поводу индивидуальной траектории обучения поделились преподаватели Уральского Федерального университета.

«Часто под индивидуальным образованием люди слышат: студент будет выбирать только то, что проще сдать, а не то, что даст ему в будущем знания и какие — то личностные качества. При этой системе остается базовая часть предметов, необходимых и обязательных для изучения каждым студентом. Во-вторых, выбирает человек все равно из тех курсов, которые необходимы ему, чтобы стать специалистом в определенной области. То есть будущему социологу, как я понимаю, вряд ли предложат курс по истории музыки в качестве альтернативы для курса, например, по истории социологии. Вот если такая вариативность — то это беда, конечно. Кроме того, при всей благости идеи, есть опасность, что наш студент все-таки инфантилен и плохо самоорганизован. Когда его не ведут по учебному плану за руку, а что-то предлагают сделать самому — это не всем по плечу. Ну и не очень знаю пока, нет ли тут опасности перед изменением рынка труда: не останется ли со временем без работы студент, выбравший узкую специализацию, просто потому, что эта специализация вытеснена новыми разработками и не востребована на рынке? Так что, в целом, идея хороша, позволяет получить образование с ощущением, что сам формируешь свой багаж, ощущаешь свою ценность. Но риски есть, конечно», — прокомментировала доктор филологических наук УрФУ Евгения Горина.

Также свое мнение высказала кандидат филологических наук Уральского Федерального Университета Ольга Автохутдинова:

«На Западе эта система работает и заставляет конкурировать преподавателей между собой. У нас тоже есть предметы по выбору (уже много лет). С 3 курса студенты могут выбирать спецкурсы. Однако, это немного отличается от Тюменского университета. Но, по моему мнению, решение учить студентов по индивидуальной траектории обучения — правильное решение, поскольку это действительно дает большие привилегии в будущем, как студенту, так и работодателю».

Конечно, 18 — летний студент, недавно окончивший школу, сталкивается с проблемой выбора траектории обучения, тяжело осваивается с новой программой обучения, но для этого существуют тьюторы, которые помогают сформировать список предметов и определиться с выбором нужных ему дисциплин.

Однако эффективность и необходимость индивидуальной траектории обучения, а также высокий уровень конкурентноспособности перед устройством на работу — покажет только время.

"