Posted 23 октября 2017,, 11:33

Published 23 октября 2017,, 11:33

Modified 11 ноября 2022,, 20:04

Updated 11 ноября 2022,, 20:04

Новый закон о долевом строительстве вызвал споры чиновников и строителей

23 октября 2017, 11:33
Нововведения должны были вступить в силу с 1 июля 2018 года, но теперь чиновники настаивают на переносе этой даты уже на 1 января 2018, поскольку вокруг них разгорелся большой спор. С одной стороны, закон защитит дольщиков и избавит рынок от мошенников и аферистов в строительстве (так считают в Минстрое), однако крупные застройщики опасаются, что с рынка уйдет большинство строителей, а цены на жилье вырастут.

Нововведения должны были вступить в силу с 1 июля 2018 года, но теперь чиновники настаивают на переносе этой даты уже на 1 января 2018, поскольку вокруг них разгорелся большой спор. С одной стороны, закон защитит дольщиков и избавит рынок от мошенников и аферистов в строительстве (так считают в Минстрое), однако крупные застройщики опасаются, что с рынка уйдет большинство строителей, а цены на жилье вырастут.

Об этом пишет газета «Ведомости».

25 октября начнет работу компенсационный фонд для обеспечения обязательств застройщиков перед дольщиками. Отныне все застройщики, продающие квартиры на стадии строительства, по закону должны перечислять в этот фонд 1,2% от цены каждого договора участия в долевом строительстве. Деньги фонда будут использовать для достройки проблемных домов в выплаты компенсации обманутым дольщикам.

Чтобы у недобросовестных застройщиков не возникал соблазн переложить ответственность на государство, были разработаны поправки к закону о долевом строительстве. Руководители крупных строительных компаний закон критикуют и утверждают, что он заставит уйти с рынка три четверти девелоперов, а цены на квадратные метры в новостройках — взлетят вверх.

Закон вводит принцип «один дом — один застройщик — одно разрешение на строительство». Строители утверждают, что с введением закона невозможно будет возводить жилые комплексы, где дома строятся поэтапно. Получить разрешение на весь район — почти невозможная задача. Ведь для этого нужно сразу спроектировать все здания. Потребуются миллиардные вложения и годы подготовки.

Закон устанавливает лимит расходов застройщика на фонд оплаты труда, оплату услуг банка, услуг управляющей компании, рекламы, коммунальных услуг, услуг связи, аренды. На все это можно потратить не более 10% от проектной стоимости строительства. Строители заверяют, что такой экономики не бывает. Только фонд оплаты труда у застройщиков составляет около 20% стоимости строительства, затраты на рекламу могут превышать 10%, недешево обходится содержание офисов продаж, оплата труда сотрудников и другие статьи расходов.

В соответствии с новой версией закона застройщик должен иметь опыт не менее трех лет строительства многоквартирных домов общей площадью не менее 10 000 квадратных метро в качестве застройщика, техзаказчика или генподрядчика. По мнению девелоперов, эта норма ограничит доступ на рынок новых компаний, укрепив тем самым позиции крупных и давно работающих строительных компаний. По мнению экспертов, районные центры и небольшие города рискуют вовсе остаться без новостроек.

Девелоперу нельзя будет привлекать кредиты и займы на покупку земли и прочие нужды. Все этапы подготовки к строительству он должен будет выполнить за собственный счет. Если он до вступления закона в силу покупал землю в кредит, то не сможет привлекать средства дольщиков до момента погашения данного кредита. При всем этом новый закон требует от застройщика показать на своем счете денежные средства в размере 10% от проектной стоимости строительства.

По экспертным оценкам, из общего объема проектов, начатых в 2013–2014 гг., около 7% перешло в категорию проблемных — речь идет о сотнях домов, говорит представитель АИЖК. По его словам, изменения закона полностью обеспечат финансовую устойчивость и прозрачность застройщиков, контроль целевого использования средств участников долевого строительства, а главное — исключат из системы гарантирования заведомо несостоятельные или недобросовестные компании. Их убытки или хищения не будут перекладываться на отрасль, а в конечном счете — на покупателя, резюмирует близкий к правительству человек.

"