Posted 25 января 2016,, 07:04

Published 25 января 2016,, 07:04

Modified 11 ноября 2022,, 20:24

Updated 11 ноября 2022,, 20:24

В Казахстан на своей машине: опыт спонтанного путешествия

25 января 2016, 07:04
Казахстан, ближайшее к нашей области государство, традиционно привлекает тюменцев. Популярностью у туристов пользуются «голубые озера» и курорты северного Казахстана, озеро Балхаш. Не меньший интерес представляет город Астана. Незначительная отдаленность казахской границы от нашего города позволяет без особых затрат отправиться в эту страну на собственном автомобиле. Чтобы провести свободное время, а заодно разобраться, как пройти этот путь, корреспондент NashGorod.ru отправился в небольшое путешествие.

Казахстан, ближайшее к нашей области государство, традиционно привлекает тюменцев. Популярностью у туристов пользуются «голубые озера» и курорты северного Казахстана, озеро Балхаш. Не меньший интерес представляет город Астана — молодая столица, выросшая в степи за какие-то 20 лет.

Незначительная отдаленность казахской границы от нашего города позволяет без особых затрат отправиться в эту страну на собственном автомобиле. Вместе с тем народная молва полна различных мифов и страшилок по поводу прохождения границы, общения с полицией Казахстана, особенностей оформления документов. Чтобы провести свободное время, а заодно разобраться, как обстоят дела на самом деле, корреспондент NashGorod.ru отправился в небольшое путешествие.

Ехать было решено ночью. Во-первых, интуиция подсказывала, что ночью на погранпереходе меньше людей, во-вторых, времени на спонтанную поездку до Петропавловска и обратно было меньше суток. Как подсказывал интернет, самый короткий маршрут до заставы в село Петухово Курганской области пролегал через Заводоуковский район и село Ермутла с выездом на трассу М51 (Челябинск-Курган-Петропавловск-Омск) в 100 км на восток от Кургана. Дорога по федеральной трассе до Заводоуковска ничего интересного не принесла, чего не скажешь о «смычке» через Упоровский район.

Совет № 1: Если вам не нужны лишние приключения и вы не готовы рисковать подвеской, лучше ехать через Курган

Самый короткий маршрут на участке от Заводоуковска до трассы М51 представляет собой узкую пустую петляющую трассу, занесенную снегом и окруженную вековыми елями и соснами, из-за которых на дорогу то и дело выскакивают косули. Этих лесных коз трижды журналисту приходилось пугать звуковым сигналом, сбрасывая скорость во избежание наезда. Обитательницы леса опасливо поворачивали головы, а затем отталкивались задними копытами от насыпи и исчезали в темноте за пределами луча фар. Как было видно, дорога непопулярна у водителей, а особого внимания ее содержанию не уделяется. Местами приходится ехать по укатанному снегу, гадая, есть ли вообще под ним асфальт. В общей сложности путь по этой периферийной трассе составляет порядка 140 км, но двигаться в этой местности со скоростью больше 70–80 км/ч затруднительно.

Что касается маршрута через Курган, она длиннее всего на 50 километров, но качество дороги несколько выше. К слову, через Курган также пролегает дорога на Костанай через погранпереход «Воскресенское» — ближайший к Тюмени.

Совет № 2: Планируйте, что прохождение погранперехода займет у вас до 2 часов

Расстояние от Кургана до государственной границы составляет порядка 200 километров. Если вы все же решили повторить опыт нашего путешественника и лично оценить красоту дороги через Заводоуковский и Упоровский районы, на курганско-петропавловскую трассу вы выедете примерно в середине ее российской части. Ожидалось, что граница несколько ближе, однако прошло полчаса езды, а пограничные шлагбаумы все не появлялись. Наконец, промелькнул указатель «Петухово» — это значило, что цель близка. Еще через несколько километров дорога уперлась в шлагбаум, за которым находилась огороженная территория в свете фонарей, погранпереход КПП «Петухово».

В будке возле шлагбаума сидела молодая девушка в форменной куртке с шевроном «Пограничная служба ФСБ России». «На Казахстан пойдете?» — улыбнулась она. Водитель утвердительно кивнул и протянул паспорт. Девушка мельком глянула фотографию и выдала маленький листочек с кучей кодов и сокращений: «С этим листком проезжайте на осмотр и паспортный контроль».

В здании паспортного контроля безлюдно. У одного из турникетов о чем-то беседуют стражи границы. Женщина-пограничница тщательно изучает загранпаспорт, посекундно переводя взгляд с фотографии на водителя и обратно на фотографию, долго листает страницы, что-то ищет в компьютере. Чувствуется, что граница России действительно на замке… От такой строгости контроля становится не по себе. «Отойдите! Шаг назад… Левее встаньте! Смотрите в камеру…», — звучит сухой, почти командный голос. Наконец, слышно как щелкает штамп о пересечении границы. Все… Можно выдохнуть. Одной ногой уже за рубежом. Получаем обратно паспорт со штампом «КПП Петухово» и бумажку с кучей шифров (вероятно — пропуск), на которой красуется такая же отметка паспортного контроля.

Вообще, следует сказать, что выехать в Казахстан можно и по внутреннему российскому паспорту, однако не возбраняется также и использовать по прямому назначению «загранник» при его наличии.

После прохождения паспортного контроля требовалось пройти ту часть проверки, которой пугали больше всего — досмотр машины. В реальности оказалось, что процедура это простая и рутинная. По просьбе пограничника глушим мотор, открываем двери, багажник, капот. Проверяющий мельком заглядывает в салон, просит открыть бардачок, показать ручную кладь, при помощи зеркала на кронштейне заглядывает под бампера. Сама проверка автомобиля занимает не более пяти минут. «Доброго пути… Следуйте на выезд». На выезде сдаю пропуск сонному сотруднику и оказываюсь на нейтральной полосе. До казахской стороны границы — примерно два километра.

На пропускном пункте в Казахстан все происходит примерно в том же порядке, но уже появляется ощущение, что ты в другой стране. В будке у въезда на погранпереход строгий служащий в клетчато-камуфляжном бушлате с непривычными нашивками на казахском языке выдает миграционную карту: «Заполняйте и подходите!». В числе прочих сведений просят указать адрес принимающей стороны. Указываем просто «г. Петропавловск», гостиницу не бронировали, а в Казахстане нас никто не ждет. Впрочем, вопросов это не вызвало. На паспортном контроле звучат стандартные вопросы: «Откуда и куда едете?», «Цель визита?», «Продолжительность визита?». Рассказываем, что еду из Тюмени в Петропавловск на один день с туристической целью. Пограничники смеются над такой идеей провести выходные, несколько минут изучают паспорт и украшают его зеленым овалом с надписью на английском языке: «Kazakhstan, border control». Перед машиной поднимается последний шлагбаум. Теперь мы за границей. Официально.

В общей сложности прохождение границы заняло около сорока минут, но это было ночью, на пустом КПП и без очередей. Никаких затруднений не возникло. Даже тот факт, что автомобиль водителя записан на супругу, а управляют им по страховке и генеральной доверенности, не вызвал никаких заминок (что опровергло миф о невозможности выезда за границу на чужом автомобиле, если в доверенности нет слов о праве вывозить транспортное средство за пределы РФ), погранслужбу это не интересовало. По поводу пересечения границы днем другие водители, ездившие в Казахстан по этому маршруту, сообщили, что очереди легковых машин в Петухово редко отнимают дольше двух часов.

Совет № 3: Ездить по Казахстану без страховки — неоправданный риск

В момент выезда из России вы попадаете в соседнюю страну с другими законами. Точно так же, как и в РФ, в Казахстане действует требование об обязательном страховании ответственности. Рыночная экономика делает свое дело: сразу за выездом с погранперехода находится с десяток придорожных кафешек и ларьков, предлагающих купить страховку как за рубли, так и за тенге. Стоимость полиса для семилетней иномарки с двигателем 1.6 литра составила около 1700 рублей (позже, уже на выезде обратно в Россию случайные собеседники меня предупредили о необходимости тщательно проверять заполнение страхового полиса при получении и убеждаться в том, что графа VIN (идентификационный номер) заполнена правильно — ошибки и случаи неправильного заполнения встречаются часто). Еще 200 рублей обошелся комплект наклеек на заднее стекло: овал с буквами RUS, и огромных размеров знак «шипы», размеры которого со слов страхового агента, дорожные полицейские проверяют с линейкой. Там же по месту оформления полиса меня предупредили: «ГАИ в Казахстане лютые, а штрафы драконовские!»

Совет № 4: Не превышаем! Не нарушаем! Техосмотр возим с собой!

Эйфория от успешного и легкого пересечения границы смешивалась с опасениями от услышанного предупреждения. Вскоре это предстояло проверить на практике. В районе Мамлютки у поворота на Костанай стоял патрульный автомобиль, из которого устало вышел сержант и взмахом красного светящегося жезла подал сигнал остановки. Проверив документы, а, в первую очередь, казахстанскую страховку, полицейский пожелал доброго пути и даже любезно ответил на мой вопрос, где находится ближайшая заправка, принимающая к оплате карточки. «И чем меня пугали?!" — возникло в голове. Подъезжая к Петропавловску, расслабился. Как оказалось — напрасно.

Пост дорожной полиции перед самым въездом в город встретил горящими красными сигналами светофоров и табличкой «Кордон». Машину остановили перед стоп-линией, но подходить к автомобилю никто не спешил. Водитель не спеша достал документы и уже вышел из-за руля, когда раздался строгий голос из громкоговорителей: «Надо убрать автомобиль с проезжей части!». «Надо так надо» — припарковали машину на обочине. В помещении поста встретили недовольные взгляды: «Нарушаем, значит???». «Что нарушаем?», — неожиданный вопрос заставил растеряться. «Надо парковать автомобиль на обочину, а вы перед светофором встали! Сейчас штраф будем писать! Минимальный штраф у нас около 10000 тенге!» — продолжал полицейский. «На ваши деньги это примерно две тысячи будет…», — прокомментировал его коллега, сидящий рядом.

Следующий час корреспондент провел на посту. Проверялись все бумаги «от и до», включая диагностическую карту техосмотра, которую взяли с собой случайно. Стражи порядка пугали изъятием водительского удостоверения, необходимостью оставаться в Петропавловске на несколько дней, делали двусмысленные намеки на «решение вопроса» (впрочем, будем считать, что все это лишь показалось, т.к оснований заявлять о вымогательстве взятки формально нет). Решение пришло неожиданно: журналист сообщает, что собирается звонить на «горячую» линию дежурному консульскому сотруднику в посольство РФ в Астане для консультации, т. к. не знает, что делать. Поясняет, что в случае наложения штрафа он будет вынужден выехать в Россию, не оплачивая его, а вопрос обоснованности их претензий и оплаты санкции решать по международным каналам. Вряд ли такой маневр можно рекомендовать как руководство к действию, но в данном случае это имело успех. Полицейский еще раз угрюмо просмотрел документы и отпустил с миром, ограничившись устным предупреждением.

Совет № 5: Планируя поездку, приобретайте валюту заранее

Часы показывали начало седьмого утра. На въезде в Петропавловск никаких кемпингов обнаружено не было. Ночевать на обочине и, вероятно, повторно иметь дело с полицией не хотелось. К тому же, в кармане оставалось совсем немного наличных денег, но это были российские рубли, а найти в предрассветном городе обменник или банкомат российского банка выглядело малореальной задачей. Можно было поискать гостиницу, принимающую карточки, но времени на сон с учетом задержки на посту оставалось совсем немного — к вечеру нужно было быть в Тюмени, времени на осмотр города не оставалось. До ближайшей придорожной стоянки было примерно 20 километров. В примерно таком же, чуть большем расстоянии от меня находилась граница Казахстана с Казанским районом Тюменской области. Было принято решение заправляться и ехать в Россию, а отдыхать уже на ближайшем кемпинге по пути в Тюмень.

Совет № 6: В Казахстане заправляйтесь по максимуму. Топливо дешевле

Ближайшая по пути к погранпереходу заправочная станция сонно мерцала огнями. На дверях операторской красовалась наклейка с символикой платежных систем «Visa» и «MasterCard». Дверь открыл охранник: «Салам. Будете заправляться?». В помещении АЗС полумрак. Оператор включает колонку на десять литров и называет сумму к оплате: «Одна тысяча триста пятьдесят тенге». Так, в пересчете на российские деньги литр Аи-95 обошелся в 27 рублей 50 копеек.

Впереди была дорога в Россию, погранпереход в Казанском (который в отличие от современного и благоустроенного Петуховского больше напоминал горстку строительных вагончиков), ночевка под Ишимом и дорога домой в Тюмень…

Евгений Прадедов

"