Posted 26 января 2010,, 12:44

Published 26 января 2010,, 12:44

Modified 11 ноября 2022,, 18:25

Updated 11 ноября 2022,, 18:25

В 2010 году многие захотят поменять место работы

26 января 2010, 12:44
Президент группы компания HeadHunter Юрий Вировец — о положении на рынке труда и предстоящих, на его взгляд, изменениях в этой сфере.

— Судя по цифре 2 млн. 56 тыс. человек, официально зарегистрированных безработных в России, сейчас достаточно сложная ситуация на рынке труда. Чем грозит России такое количество безработных?

Во-первых, это не такая уж и большая цифра, при том, что у нас порядка 70 млн. трудоспособного населения, — в сравнении с другими странами у нас не столь высокий процент безработных. Другое дело, что у нас очень сильно отличается зарегистрированная безработица от реальной безработицы.

И еще есть одна проблема — это даже не безработица. А «недоработица» — это огромное количество людей, которые имеют рабочее место, получают какие-то выплаты, но их нормальная трудовая неделя сильно сокращена — с 40 часов до 10 часов, зачастую даже до 5 рабочих часов в неделю. Я думаю, что это огромная социальная проблема, но катастрофой она не грозит точно. Хотя бы в силу того, что в ближайшие годы нас ждет серьезный демографический спад. Из этих 70 млн. с рынка труда уйдет порядка 15 млн. человек, соответственно снова возникнет кадровый голод.

— Какие отрасли наиболее всего пострадали во время кризиса?

— Прежде всего, это строительство, также это все, что связано с производством и с финансовым сектором, который, кстати говоря, уже почти пришел в себя. Мы видели, что падение было очень сильным, но к концу 2009 года количество вакансий в банках практически восстановилось. Многие банки стали набирать еще больше людей, расширять региональные сети.

— Почему это произошло?

— Сейчас розничное кредитование вновь на подъеме. Открываются новые отделения. Банки получили деньги и эти деньги надо куда-то вкладывать. А куда? Предприятиям по-прежнему довольно рискованно давать деньги. А вот выдавать розничные кредиты — это меньший риск.

— В каких отраслях ожидается дефицит кадров?

— Во время кризиса первым делом сокращали персонал, не связанный с добычей денег в компанию. А если шел набор, то это были люди, готовые принести деньги в компанию здесь и сейчас, т. е. это все кто связан с продажей, с реализацией товаров и услуг, со взаимоотношением с клиентами, т. е. весь тот огромный пласт людей, который продает. В широком смысле этого слова. Также остро возросла потребность в квалифицированных специалистах во всех отраслях.

Кстати, рынок топ-менеджеров практически тоже полностью восстановился — и по объему, и по зарплатам, и по количеству спроса. Это связано еще с тем, что 2009 год охарактеризовался тем, что люди стали гораздо реже менять работу и стали менее гибкими и осторожными при переходе от одного работодателя к другому. Все считают, что лучше синица в руках, чем журавль в небе. Предпочитают терпеть возможные неудобства, держаться за нынешнее место работы. И 2010 год как раз станет годом, когда это недовольство, если люди почувствуют улучшение ситуации, выплеснется, и люди резко начнут менять место работы.

— Как сейчас обстоят дела с мигрантами?

— Квоты на мигрантов были существенно уменьшены, но проблема заключается в том, что строительная отрасль, которая массово использует труд мигрантов, сильно просела. И это позволило сократить квоты достаточно безболезненно. Я думаю, если строительство начнет восстанавливаться, квоты вернут на место. Потому что кроме мигрантов работать некому.

— Вы думаете, что замещение на российского гражданина не произойдет? Почему?

— Массово — нет. Из-за низкой зарплаты.

— По прогнозам вице-премьера России Александра Жукова еще около 500 тыс. россиян в ближайшее время потеряют работу. Как вы считаете, когда восстановится ситуация?

— Это будет происходить по мере восстановления производства и в целом экономики. В хорошем сценарии мы увидим это уже к середине 2010 года.

"