Posted 27 апреля 2016,, 05:41

Published 27 апреля 2016,, 05:41

Modified 11 ноября 2022,, 19:46

Updated 11 ноября 2022,, 19:46

Юрий Чучмай: Профессия «писатель» начинает умирать

27 апреля 2016, 05:41
Очень сложно заработать на бумажных книгах, а пытаться брать деньги за их электронные версии бессмысленно. Так считает молодой тюменский писатель Юрий Чучмай, чей роман «Ведьмы танцуют в огне» активно скачивают пользователи смартфонов. По его мнению, издательства отдают предпочтения популярным темам, а не качественно написанным работам.

«Первая моя книга оказалась сущим адом»

С чего началось твое увлечение литературой?

— В детстве я постоянно делал какую-то чепуху: то писал стихи, в которых высмеивал одноклассников, и за это они меня чуть не побили, сочинял какие-то рассказики. Я очень увлекался фэнтези. Даже как-то раз взял у матери старый кожаный сапог, сделал из него корешок для книги, в которой написал историю какого-то выдуманного мира.

В 15 лет я начал писать свою первую книгу, на это у меня ушло лет пять. Она получилась достаточно большая — 400 страниц. Я описывал Древнюю Русь. Главный персонаж был разбойником, который встретил колдуна, вместе они поехали за сокровищем и так далее. Книга получилась скучная, наивная, с дурацким сюжетом. Ее прочитали мои друзья, и по их реакция понял, что это полный ад. В итоге она осталась лежать в моем столе.

Кто из писателей стал для тебя примером?

— Раньше я очень любил российского фантаста Ника Перумова. Теперь, когда я перечитываю те книги, которыми раньше восхищался, то понимаю, что он не такой крутой, как мне казалось. Сейчас для меня действительно знаковой книгой является «Гарри Поттер». Сам Перумов признается, что до Джоан Роулинг ему очень далеко. Ее любит и Стивен Кинг. Она задала новый уровень современной литературы. Сейчас из фэнтэзи я читаю Анджей Сапковского, Джорджа Мартина. Также я увлекся автобиографическими романами, мне нравится «Волк с Уолл-стрит» Джордана Белфорта, «Шантарам» Грегори Робертса.

Читаешь бумажные книги или электронные?

— Все-таки читаю с ридера — не надо искать, покупать. Я считаю, что рынок бумажных носителей умирает, и все попытки его возродить обречены. Но если уж продавать книгу, то в печатном варианте, а не какую-то электронную. Конечно, в минусе остается автор книги. Заткнуть эту огромную прорву скачиваний бесплатно нереально. Недавно я узнал, что мой друг скачал мою книгу в формате «fb2» с «торрентов», хотя я ее не конвертировал в этот формат и никуда не выкладывал.

«Предлагать друзьям прочитать свою книгу — пагубное занятие»

Как родился сюжет книги «Ведьмы танцуют в огне»?

— Еще когда дописывал первую книгу, то уже распланировал себе график работы на 10 лет вперед. Была идея сделать фэнтезийную историю любви ведьмы и инквизитора, который меняет свою позицию, понимает, что борется не за то, что нужно. В процессе я решил положить это в антураж реальных исторических событий и ушел от морализаторства, захотелось показать, что есть разные люди, каждый из которых по-своему прав. Написав первые несколько глав, я понял, что необходим четкий план того, что будет происходить в каждой следующей главе, прописал то, какие в каждой из ней будут сцены. На написание всей книги ушло два года. Еще год понадобился на рассылку рукописи по издательствам.

Что получилось в итоге?

— Это исторический роман об инквизиции в Германии XVII века. Историческое фэнтези с романтической линией.

Сам придумывал характеры героев?

— Все образы главных персонажей были списаны с моих реальных знакомых. Если придумывать образы с нуля, то они могут получиться плоскими. А так я беру тех людей, которых знаю, немного их видоизменяю, но сохраняю их интересы, страхи, мотивации. Так герои книги получается более живыми. Ученые посчитали, что у каждого человека в среднем около ста пятидесяти знакомых, среди которых есть любые персонажи, о которых мы хотим написать. Главную героиню я списал со своей старой знакомой, у которой было какое-то нереальное количество мужчин и желание переспать с дьяволом. При этом она была очень образованной девочкой, читала классическую литературу, играла на скрипке и пианино.

Она прочитала твою книгу?

— Я говорил ей, что сделал с нее персонажей, но она так ничего не прочитала. Вообще это пагубное занятие — предлагать друзьям прочитать свою книгу (смеется). В таких случаях некоторым начинающим писателям хочется сказать «Да отстань ты со своей книгой», и это выглядит жалко. Поэтому я не навязываюсь.

Как проходил поиск издательства?

— Я очень хотел издаться в «ЭКСМО», отсылал им свою работу, но не получил ответа. Начал отсылать в другие издательства, но успехом это также не увенчалось. В одном из них мне ответили, что книга хорошая, но средневековая Германия не будет интересна читателю. Мне предложили список тем, которые пользуются спросом среди исторических романов: на первом месте Древний Рим, на втором — Великая Отечественная Война, на третьем — Древняя Русь. Тут я понял, что в плане маркетинга моя книга в корне не верна. Не важно, насколько хорошо написано — нужна продаваемая тема. Это объясняет, почему у нас на полках в книжных магазинов столько макулатуры.

Главную героиню я списал со своей старой знакомой, у которой было какое-то нереальное количество мужчин и желание переспать с дьяволом. При этом она была очень образованной девочкой, читала классическую литературу, играла на скрипке и пианино.

Какое издательство согласилось с тобой работать?

— В итоге я наткнулся на рекламу издательства «Книга по требованию». Им нужно выслать макет книги, и они распространяют ее по всем интернет-магазинам. Если кто-либо покупает ее там, то они отпечатывают один экземпляр и отправляют его. Тиража как такового нет. Рисков нет, но цена книги для покупателя получается выше. Им невыгодно конкурировать с другими издательствами, ведь они отправляют им те книги, в которых не уверены, чтобы самим не рисковать. В итоге в бумажной версии моя книга стоит около 500 рублей. С каждой проданной книги я получаю всего 10 рублей.

Мне предложили список тем, которые пользуются спросом среди исторических романов: на первом месте Древний Рим, на втором — Великая Отечественная Война, на третьем — Древняя Русь.

Сколько экземпляров твоей книги было продано?

— Было продано в районе ста экземпляров. Гораздо больше людей прочитали электронную версию моей книги. Я сам бесплатно разместил ее в Google Play. В первый раз ее скачали 1000 раз за месяц, но после того, как я добавил в текст книги ссылку на платную бумажную версию, меня заблокировали. Пришлось перезаливать, скачивания обнулились. Теперь их около 500.

«Издательства боятся нарушить закон»

Можно ли сделать состояния на своих книгах?

— Зарабатывать только с книг очень сложно. Тот же Ник Перумов работает в Америке биологом. То есть ледокол российского фэнтези имеет вторую работу, так как не зарабатывает на книгах столько, сколько ему необходимо. Писательство как профессия начинает умирать. Мир ускоряется, и люди уже не читают большие тексты. Думаю, книги будущего будут выглядеть как аккаунты в твиттере, где ты будешь писать каждый день по 140 символов, а люди будут подписываться на тебя, чтобы узнавать, что случится дальше.

В итоге в бумажной версии моя книга стоит около 500 рублей. С каждой проданной книги я получаю всего 10 рублей.

Кто из российских писателей (кроме Акунина, Пелевина и Минаева) успешно зарабатывает писательским трудом?

— Дарья Донцова (смеется). Мне она, кстати, очень нравится как человек. Видел с ней несколько передач и влюбился — очень позитивная тетечка. Еще есть Дмитрий Глуховский, который написал «Метро 2033». Он — автор интересной идеи, который пишет свои книги абсолютно бездарно. Прям видно, что он очень-очень начинающий. Но издательство сделало классную рекламную кампанию. Очень много зависит от раскрутки.

Может быть, современному писателю надо быть еще и хорошим маркетологом?

— Думаю, да. Но тогда надо осваивать одновременно несколько профессий. Если ты будешь хорошим маркетологом, но плохим писателем, то издашь очередные «Сумерки», которые могут выстрелить, но потом тебе будет очень стыдно (смеется). Маркетингом занимаются издательства.

Когда ты создавал свою книгу, то думал о читателях?

— Об этом я думал очень мало. У меня не была разработана конкретная целевая аудитория, для которой я работал. Тогда мне казалось, что это будет интересно всем. Сейчас я понял, что моя аудитория достаточно узкая. Возможно, в этом мой промах.

Еще есть Дмитрий Глуховский, который написал «Метро 2033». Он — автор интересной идеи, который пишет свои книги абсолютно бездарно. Прям видно, что он очень-очень начинающий.

Что планируешь написать в дальнейшем?

— Я хочу заняться двумя книгами. Решил скомпиллировать историю моей бабушки и деда по отцу и по матери. Кто-то воевал в Великой Отечественной войне, кого-то отправили в ссылку, у кого-то отобрали дом, когда проходило раскулачивание. Когда слушаешь истории на семейных сборищах, то понимаешь, что многие попали под «раскулачивание» вообще ни за что. Для меня это дико, я привык слушать пропаганду с одной и с другой стороны, а слышишь рассказы людей, и понимаешь, что в реальности все было совсем иначе.

Кроме того, я хочу описать какие-то интересные случаи, которые происходят в хостеле, владельцем которого я являюсь. Приезжает очень много разных людей. Были жулики, человек с явной шизофренией, наркоманы, которые кололись в ванной. Полгода жила девушка, которая, как оказалась, работала проституткой. Еще у меня была идея написать ужастик наоборот, где вампира преследует его поклонница, которая насмотрелась «Сумерек». Но пока эта неоконченная история лежит в столе.

Хочу описать какие-то интересные случаи, которые происходят в хостеле, владельцем которого я являюсь. Приезжает очень много разных людей. Были жулики, человек с явной шизофренией, наркоманы, которые кололись в ванной. Полгода жила девушка, которая, как оказалась, работала проституткой.

Боятся ли издательства провокационных романов?

— Думаю, боятся. Это большой бизнес. У нас есть различные уголовные статьи: разжигание межнациональной розни, пропаганда наркотиков, нетрадиционных отношений. Никто не хочет попасть под эти запреты. Поэтому я не очень рассчитываю на издательства. Если ты пишешь книгу и все время думаешь, опубликуют тебя или нет, то загоняешь себя в рамки и не получаешь удовольствия.

"