Posted 27 октября 2015,, 11:41
Published 27 октября 2015,, 11:41
Modified 11 ноября 2022,, 20:24
Updated 11 ноября 2022,, 20:24
Начальник ГИБДД города Тюмени Александр Селюнин подчеркнул, что на сегодняшний день автотранспортом забит не только центр, но и другие районы города. «Парковочный вопрос надо решать очень грамотно, подходить к нему нужно осторожно, чтобы не усугубить и не ухудшить дорожно-транспортную обстановку в нашем городе. Застройка велась с определенной транспортной нагрузкой, дороги у нас неширокие. Центр и дворы сегодня заставлены настолько, что транспорт просто некуда поставить. Нужны оптимальные решения по строительству парковочного пространства», — отметил он.
По данным Госавтоинспекции, с января по октябрь 2015 года с тюменских улиц за нарушение правил парковки эвакуировано около 17 тысяч машин. В эту цифру включены и те, кого увозят с газонов дорожные службы.
«Есть люди, которых эвакуируют неоднократно. Бывает и так, что у человека утром увозят машину, он ее забирает, и в обед ее снова эвакуируют с этого же места. Граждане объясняют, что ставить машину некуда, поэтому они встают там, где им выгодно или удобно. Люди готовы заезжать на бордюры, готовы заезжать прямо в офис. Особенно это любит делать категория водителей в возрасте от 22 до 35 лет. Мы создаем парковочные места, но не всех граждан они устраивают, и многие объясняют это так: „Я на пять-десять минут“.
Я еще раз подчеркну, что парковки должны быть оптимальные и доступные для граждан. Люди, въезжая в город, въезжая в центр, должны быть информированы, должны знать, где находятся стоянки и где имеются свободные места. Это поможет им определять маршрут движения. В день с тюменских улиц вывозится по 120–150 автомобилей, и это с учетом того, что у нас в городе работает только 16 эвакуаторов. Если бы их было больше, вывозилось бы не менее 500 машин. Но сегодня нужно не создавать проблему водителей и эвакуаторов, а создавать парковочные мести и условия, прежде чем спрашивать с граждан», — добавил Александр Георгиевич.
По словам руководителя рабочей группы ОНФ «Честная и эффективная экономика» Евгения Семеняко, на сегодняшний день, согласно статистике, в центральной части города создано 5981 парковочное место, а парковку ищет около 8000 транспортных средств.
Директор МКУ «Тюменьгортранс» Алексей Санник напомнил собравшимся о том, что в скором времени в Тюмени появится Единое парковочное пространство.
«Если рассматривать все методы и способы, то самым действенным и быстрым по повышению пропускной способности является строительство дорог и развязок. Но он и самый капиталоемкий, требующий определенного вложения сил и средств. Однако мировой опыт показывает, что строительство развязок ведет к ухудшению обстановки в городах, появлению новых транспортных средств, которые нагружают существующие дороги, что вызывает потребность в строительстве новых. Такой вот замкнутый круг», — начал свое выступление Алексей Олегович.
Поэтому предпочтение нужно отдавать использованию различных автоматизированных систем управления дорожным движением, внедрению выделенных полос для движения общественного транспорта, повышению привлекательности общественного транспорта и развитию сети велодорожек. Все это внедряется сегодня в Тюмени.
«Еще один пункт — это создание Единого городского парковочного пространства, интеллектуальной транспортной системы и регулирование доступа к дорогам, то есть внедрение всевозможных платных въездов, ограничительные меры. Эти три направления у нас находятся на стадиях внедрения или рассмотрения», — отметил Алексей Санник.
Напомним, что главными целями создания Единого парковочного пространства являются: сокращение времени, которое водитель тратит на поиск свободного места, создавая блуждающий трафик, обеспечение свободных парковочных мест в зонах повышенного спроса на парковку, снижение числа припаркованных транспортных средств в этой зоне и повышение оборачиваемости парковок.
«Самой нагруженной является центральная часть города. Причинами стихийной парковки остаются безнаказанность и низкая оборачиваемость парковок. Человек, приехавший на парковку, оставляет ТС на целый день, тем самым лишая других возможности ее использовать. В центре сегодня существует 130 парковок на 6000 машино-мест. Сюда входят и плоскостные, и многоуровненвые, и придорожные парковки, а также платные паркинги. Но все равно около 1800–2000 единиц автотранспорта ежедневно заведомо паркуется неправильно. Число стихийно припаркованных машин действительно на 30% превышает количество мест, которое имеется в этом районе — всего в этой зоне паркуется порядка 7800 автомобилей», — заявил директор МКУ.
Городские власти, как могут, решают данную проблему — строительство парковок и их обустройство ведется большими темпами. Если в 2013 году в Тюмени было внедрено 3142 бесплатных машино-места, то в 2014 году — уже 5612. Кроме муниципалитета решением проблемы озабочены и застройщики жилья. Количество парковочных мест, обустроенных ими, в 2013 году было чуть больше 2000, в 2014 году — почти 2700.
В рамках пилотного проекта по созданию Единого парковочного пространства предполагается внедрить 22 платных парковки на 1500 машино-мест. Все они будут оборудованы специальными приборами для пропуска ТС и ведения статистики, что позволит потребителю использовать для мониторинга свободных мест и оплаты специальное мобильное приложение, парковочный портал и смс.
«В эту систему входит и эвакуация, и штрафы за нарушение правил парковки, и льготный въезд для инвалидов и резидентов, то есть тех людей, кто рядом живет. Это будущее. Это большой проект. На сегодня мы собираемся ввести демонстрационную зону из двух парковок — плоскостной и придорожной — у администрации города Тюмени, на 215 машино-мест. Работать она будет, по предварительным данным, с 8 до 20 часов. Минимальная оплата одного часа предполагается в размере 20 рублей. Первые 15 минут тарифицироваться не будут. С 20 до 8 часов это будет бесплатная стоянка, в выходные плата тоже взиматься не будет. По результатам работы этих тестовых площадок уже будут сформированы требования к большому пилотному проекту. Добавлю, что мы полностью ушли от наличной оплаты, будем использовать только безнал. Пополнить свой счет можно различными способами: банковской картой, по смс, через терминалы сотовой связи. Плюс в помощь сотрудникам ГИБДД у нас будет осуществляться патрулирование с паркнетами и парконами — портативными устройствами фиксации нарушений условий оплаты на этих парковках», — подытожил Алексей Санник.
На вопрос о переделке плоскостных парковок в многоуровневые Алексей Олегович ответил, что теоретически они могут быть многоуровневыми, но на сегодняшний день строительство таких паркингов связано с огромными затратами. «Нужно понимать, что мало построить парковку. Нужно переносить коммунальные сети, что само по себе дорого и непросто. Поэтому вопрос о возведении многоуровневых платных парковок в Тюмени пока не рассматривается», — пояснил он.
«У нас на думе „Мостострой“ предлагал сделать пятиэтажную парковку, у которой часть этажей находится под землей, на месте плоскостной возле администрации, — поддержал его депутат гордумы Юрий Баранчук. — Стоимость ее, с учетом переноса всех сетей, составляет порядка 900 миллионов рублей. Вопрос установки сетных парковок также рассматривался, они дешевле, но сами по себе они дорогие. В конечном итоге все от этих проектов отказались по двум причинам. Это очень дорогой проект и срок его окупаемости — никогда».
Для сравнения, один паркомат, который будет устанавливаться на въезде, стоит около 600 тысяч рублей. Добавим, что все доходы будут Единого парковочного пространства идти в городской бюджет.
«А не проще ли было бы запустить тестовые площадки у регпалаты или налоговой? Там нет свободных парковочных мест, все, которые есть, заставлены машинами сотрудников, а людской поток в эти учреждения не иссякает», — задал вопрос Евгений Семеняко.
«На сегодняшний день принимаются все обоснованные варианты и предложения для включения в пилотную зону. Тестовая площадка должна стать полигоном для отработки всевозможных вариантов, как позитивных, так и негативных, которые практикуются, в том числе, и в других городах», — ответил Санник.
Депутат гордумы Игорь Ракша предложил обратить внимание на земельные участки, которые освободились в результате сноса ветхих домов и были отданы под парковки. «Почему бы за счет бюджета города не сделать там карусельные паркинги и не отдавать их потом на бесплатной основе как альтернативу платным стоянкам? Почему бы не начать продвигать инициативу парковки вдоль улиц? А то мы сейчас сделаем платные парковки, и те, у кого денег нет, будут еще больше кружить по городу, увеличивая тем самым нагрузку на город. Они будут оставлять машины вдоль дорог, увеличивая нагрузку на эвакуаторы, ставить машины во дворах», — уверен Игорь Рафаэльевич.
На это Алексей Санник ответил, что если какой-нибудь инвестор выйдет на подобный проект, то «Тюменьгортранс» охотно возьмет на себя информирование населения.
Эксперт ОНФ Алексей Савоськин усомнился в рациональности организации платных парковок. «Чем эта идея в итоге обернулась в Москве? Ходит охранник, собирает со всех наличку. Народ ломает паркоматы, бунтует. Безусловно, я за платные стоянки — другого способа урегулировать этот вопрос сегодня нет. Но вот УФАС, к примеру, выступает за то, чтобы сдавать в аренду участки, на которых частники будут организовывать платные парковки. К тому же мы рискуем тем, что будут, как в столице, появляться фирмы-однодневки, которые наклеивают на стоянке свои реквизиты. А людям потом приходят шестизначные штрафы», — высказался Алексей Филиппович.
«Самая главная ошибка в организации транспорта у нас в Тюмени состоит в том, что город развивается и продолжает развиваться как город для автомобилей. Транспортную сеть мы расширили до невозможного, пешеходам ходить уже негде. Казалось бы, мы стали жить лучше. Количество денег в обороте и количество людей, которые могут себе позволить купить автомобиль, становится все больше и больше. Но сами себя мы тем самым загоняем в тупик. Подход должен быть комплексный. Если в Европе люди пользуются и машинами, и мопедами, и велосипедами, и ходят пешком, то у нас все пользуются исключительно личными автомобилями. Менталитет у нас такой. Должны быть стенка, ковер, автомобиль. Так мы воспитаны, и мы еще долго эту ментальность не переживем», — уверен Юрий Баранчук.
«Я уже поднимал вопрос, а готов ли наш общественный транспорт к потоку людей, которые вдруг решат массово отказаться от автомобилей? Готовы ли перевозчики к тому, что с введением платных парковок люди пересядут на автобусы? Однозначного ответа у нас пока нет.
Что касается платных парковок, то здесь есть и плюсы, и минусы, есть опыт других городов. Москва стояла не один год. Теперь же через центр города идет в основном транзитный транспорт. Если раньше люди туда не заезжали, то сегодня они не хотят ехать по кольцам, а едут через центр города. Потому что дороги свободны, и люди могут хоть как-то передвигаться.
Нужна неотвратимость наказания. Возьмем улицу Герцена. С одной стороны есть парковка у ТЦ „Вояж“, наземная и подземная, с другой — платная многоуровневая парковка у ЦУМа. И там, и там всегда есть свободные места. Но ментальность наших людей такая, что нам надо на пять минут и ближе к входу. Если мы станем сильнее наказывать, мы получим негатив. Но правила нужно начинать соблюдать. Потому что это дорога, и ее пропускные возможности ограничены.
Что касается льготников, этот вопрос открыт для обсуждения. Нужно посчитать, посмотреть, проанализировать, где и сколько людей у нас живет. На рабочей группе рассматривался вопрос о том, что при общественных местах, коим может быть та же администрация, тоже должны быть бесплатные парковочные места. И не такие, которые забиты с утра до вечера, а такие, где люди могут оставить машину, порешать вопросы и уехать. Хочу акцентировать ваше внимание на том, что сегодня нет законченного решения, кто будет иметь право на какую-то льготу. Это вопрос открытый», — подытожил депутат.