Posted 27 ноября 2015,, 10:20

Published 27 ноября 2015,, 10:20

Modified 11 ноября 2022,, 20:24

Updated 11 ноября 2022,, 20:24

Театр «Солнце Сибири» напомнил об «охоте на ведьм»

27 ноября 2015, 10:20
Тюменским зрителям показали постановку «Салемские ведьмы» по пьесе известного американского драматурга Артура Миллера «Суровое испытание».

Вопреки названию, спектакль был посвящен вовсе не сатанизму, как подумал бы неискушенный обыватель, а печально известному судебному процессу в американском городке Салем (штат Массачусетс) в 1692 году, в ходе которого было повешено 19 человек, а более 200 невинно осужденных заключено в тюрьму. Несмотря на последующую реабилитацию в 1702 году и окончательному признанию незаконности судебного разбирательства в 1957 году (и последующими подобными действиями вплоть до 2001 года), именно салемские события породили такое известное выражение, как «охота на ведьм».

Артур Миллер связал события в Салеме с известной кампанией сенатора Джозефа Маккарти, направленные на искоренение коммунистических тенденций в американском обществе, жертвами которой, в частности, стали супруги Розенберг, приговоренные к смертной казни за мнимый шпионаж в пользу СССР.

Пьеса «Суровое испытание» ставится на российских театральных подмостках крайне редко. По словам режиссера спектакля Виктора Гуськова, «российский зритель с трудом понимает описанные в пьесе события и очень трудно понять, о чем в ней рассказывается, потому что ему это не совсем близко. Мы даже сократили пьесу до двух часов (в оригинале „Суровое испытание“ идет 4 часа — прим. авт.) и добавили дополнительную сцену в первом действии, чтобы донести до зрителя суть происходящих событий. Это произведение активно изучается в европейских и американских школах и значение ему там придают не меньшее, чем, к примеру, „Грозе“ Островского. Ведь в ней есть чувства, есть жертвенный подвиг двух любящих друг друга людей. Но у нас эта пьеса известна крайне мало, и непонимание вполне объяснимо. Когда мы делали сдачу спектакля, то боялись, что многие просто не высидят до конца и уйдут. Но таких, к нашей радости, оказалось крайне мало: 1–2 человека».

Впрочем, уйти с подобной постановки смог бы разве что откровенный ханжа и фарисей: нестареющий сюжет, посвященный извечным моральным проблемам, актуальность рассказываемых событий, великолепная игра актеров, заставляющая смотреть на сцену в напряженном ожидании развязки… Да и проблемы, поднимаемые в «Салемских ведьмах» напоминают о себе постоянно, поскольку негласное разделение людей на «агнцев» и «козлищ», к сожалению, вновь дает о себе знать. Виктор Гуськов: «Изначально мы хотели назвать спектакль именно „Суровое испытание“, но потом подумали, что зрители, пришедшие к нам в молодежный театр, вряд ли захотят пойти на пьесу с таким жестким названием. Поэтому назвали постановку „Салемские ведьмы“, потому что, с одной стороны, это завлекает, а с другой, хорошо отражает сюжет. Ведь в пьесе рассказывается о невинных девушках, решивших поиграть во вполне детские игры и потом откровенно в них же заигравшихся и не пожелавших нести ответственность за свои поступки. Что дальше произошло — мы знаем. К тому же, многие часто замечали отсылки к этой истории во многих современных фильмах, но мало кто знает саму историю».

Вечная актуальность сюжета Миллера — в необходимости нести ответственность за свои поступки, особенно, когда нежелание признать свою вину прикрывается определенной доктриной, якобы ответственность снимающую.

— Это правда, что арестовано четырнадцать женщин?

— Нет, сэр. Арестовано тридцать девять женщин.

….. Я буду ходить в суд каждый день. Я удивляюсь, что вы не понимаете, какое полезное дело мы совершаем…..

— Нечего сказать, полезное дело — вешать старух. Очень полезное дело для девушки — христианки.

— Раз есть признание, то полагается наказание.

Артур Миллер «Суровое испытание» (2 действие)

"