Posted 27 ноября 2015,, 12:45

Published 27 ноября 2015,, 12:45

Modified 11 ноября 2022,, 20:24

Updated 11 ноября 2022,, 20:24

«Тюменьгортранс» просчитал поведение тюменских пассажиров

27 ноября 2015, 12:45
МКУ «Тюменьгортранс» разработал подробную транспортную модель Тюмени. Новая интеллектуальная модель позволяет за несколько суток просчитать маршруты движения общественного транспорта, оперативно вносить коррективы в движение городских автобусов, а также следить за транспортными потоками в реальном времени. Новое программное обеспечение инженеры «Тюменьгортранса» уже опробовали на практике, продлив и изменив некоторые маршруты в районе МЖК и Дамбовской.

Как отметил директор МКУ «Тюменьгортранс» Алексей Санник в начале презентации, программное обеспечение для транспортного планирования было закуплено у немецкого разработчика PTV. Собственно говоря, его применение не является чем-то уникальным: подобные системы с успехом применяются по всему миру и в России в том числе. Задачей инженеров ТГТ было «научить» систему тюменским транспортным реалиям. Здесь также каких-то особых отличий от других городов не наблюдается, за исключением того, что в Тюмени функционирует только один — колесный тип общественного транспорта. Отсюда — отсутствие транспортных хабов для пересадок пассажиров и точек пересечения с трамвайными или железнодорожными линиями, как, например, в Москве.

На разработку транспортной модели ушло в общей сложности около года. Это время «Тюменьгортранс» потратил на сбор всей актуальной информации об улично-дорожной сети Тюмени (количество полос, интенсивность движения, маршруты транспорта и другие показатели), включая анкетирование 3,5 тысяч горожан. Целью опроса было выяснить, каким способом люди передвигаются по городу в тот или иной момент времени, когда и как часто используют общественный транспорт и в какие районы в основном перемещаются — иными словами, составить поведенческую модель горожанина на дороге.

На основе всего массива данных город был поделен на 350 районов, составив так называемую матрицу корреспонденций. «Адекватность текущим реалиям этой транспортной модели составляет 91%. Программа сама формирует спрос и предложение, а также потоки пассажиров. Анкетирование в данном случае — это калибровка программы, — пояснил Алексей Олегович в ходе презентации. — Чтобы составить матрицу корреспонденции, нам нужно выяснить, сколько людей хочет ехать в принципе — неважно куда — и сколько человек хотят в нем остаться. Кроме того, нужно знать, каким образом человек может выехать из района: есть ли поблизости маршруты общественного транспорта, сколько людей обладает личными машинами, сколько здесь школьников и так далее. И затем программа сама формирует матрицы корреспонденций — так называемую поведенческую модель людей. Специалист-оператор соединяет центр района с остановками и местами выезда личного транспорта, далее матрица корреспонденции составляется автоматически. Таким образом, мы способны моделировать пассажиропотоки и знаем, какая будет их интенсивность при изменении маршрутов».

«Тюменьгортранс» получил инструмент для определения пассажиропотока новых маршрутов, его изменения при открытии маршрутов, определение количества пассажиров на соседних маршрутах, время передвижения и так далее.

Программное обеспечение дает некоторую погрешность при анализе — 9%, однако, в любом случае выглядит удобнее и дешевле «ручных» методов, отмечают специалисты «Тюменьгортранса».

Покупка программы вместе с обучением специалиста обошлась бюджету в 900 тысяч рублей. При других обстоятельствах, чтобы выяснить, кто из тюменцев в какие районы города перемещается, пришлось бы заказать тотальный опрос населения. Стоимость такого исследования влетела бы в копеечку — не менее 25 млн. рублей. А через три месяца полученные данные были бы уже неактуальны.

Транспортные потоки постоянно меняются: застраиваются новые микрорайоны, вводятся в эксплуатацию офисные здания, меняется состав работников на предприятиях и так далее.

В автоматическом режиме «Тюменьгортранс» способен просчитать каждый маршрут в городе. Разумеется, варианты движения транспорта и ввод данных осуществляет человек — их может быть множество — однако в дальнейшем программа все рассчитывает самостоятельно, выбирая оптимальный маршрут или внося нужные коррективы в старый. Уходит на это около трех-четырех дней.

В первую очередь с помощью транспортной модели оценили все возможные варианты организации движения автобусов по новому участку улицы Монтажников от Широтной до Федюнинского. В программе сымитировали пять различных вариантов изменения маршрутов — наиболее оптимальными оказались три из них. Полагаясь на итоги расчетов модели, инженеры предлагают изменить маршруты № № 7 м, 50 и 65, продлив их по улице Монтажников и закольцевав в районе МЖК. При этом маршруты получат в общей сложности 2500 новых пассажиров. МКУ «Тюменьгортранс» готов внедрить изменения, как только новый участок Монтажников будет сдан в эксплуатацию.

Рассматривали на модели и возможные варианты запуска автобусов по новому мосту через Туру в районе улицы Дамбовской. Наиболее эффективным оказалось продление маршрута № 53 через новый мост от микрорайона Тура до жилого района Мыс. Новая схема движения маршрута уже готовится к утверждению.

Новое ПО, которое начал применять «Тюменьгортранс», позволило скорректировать все пять маршрутов без каких-либо значительных изменений на соседних. В общей сложности прирост пассажиров составит 2,5 тысяч человек в сутки. Все изменения будут внесены

Кроме того его применили и для подстройки расписания автобусов, которые курсируют по Осипенко — Комсомольской. Вскоре Комсомольская будет закрыта на реконструкцию, следовательно, весь общественный транспорт пойдет по соседней улице Осипенко. В результате время движения на этом участке по расчетам должно увеличиться с 50 секунд до двух минут, одну минуту необходимо будет внести в расписание, чтобы откорректировать движение автобусов.

Одной только разработкой маршрутов потенциал программы не исчерпывается. Как отметили в «Тюменьгортрансе», ее возможностями, к примеру, уже заинтересовались дорожные строители для проектирования будущих развязок и расширения улиц в Тюмени.

"