Posted 28 сентября 2015,, 12:32

Published 28 сентября 2015,, 12:32

Modified 11 ноября 2022,, 20:24

Updated 11 ноября 2022,, 20:24

Журналистам рассказали, как работают пункты весового контроля

28 сентября 2015, 12:32
В ходе проведения общероссийской акции «Еду без перегруза — берегу дорогу!» тюменским журналистам продемонстрировали, как работают пункты весового контроля на стационарном и мобильном постах ДПС.

«Акция проводится на федеральных, областных и муниципальных дорогах и приурочена к исполнению поручений президента. Целью ее является сохранение дорожной сети и привлечение внимания общественности к этой проблеме, — рассказал директор тюменского филиала ФКУ „Уралуправтодор“ Апти Гандалоев. — Дело в том, что на сегодняшний день тяжеловесы зачастую провозят сверхнормативные грузы, в связи с чем разрушается земляное полотно. Размер ежегодного ущерба, наносимого российским дорогам таким автотранспортом, достигает 2,8 триллиона рублей. В основном, вся нагрузка идет на федеральные дороги, именно они испытывают самый большой вред от большегрузного транспорта — на них приходится 70% нагрузок».

Первой точкой для посещения стал пост на Московском тракте. Здесь установлены две пары весов в обе стороны, из Екатеринбурга в Тюмень и обратно. Одна — динамические весы — стоит на пункте первоначального взвешивания, вторая — статические — уже на контрольном, который задействуют лишь в тех случаях, когда водитель не согласен с обнаруженным у него перевесом.

Отметим, что стационарные пункты весового контроля обычно располагаются на федеральных дорогах. Областники же пользуются мобильными, передвижными комплексами, функционал которых мало чем отличается от «старших собратьев».

Взвешивание на посту проходит регулярно. Любой тяжеловесный груз проходит досмотр, проезжает через весы. Водитель не имеет право его миновать. На сегодняшний день отработан следующий порядок действий: если водитель идет с перегрузом, его останавливают, а машина перегоняется на охраняемую штраф-площадку оператора, с которым заключен договор. На Московском тракте она расположена чуть дальше поста в сторону Екатеринбурга, возле ближайшей АЗС. Если перегруза нет, водителя отпускают.

На штрафстоянке действует почасовая оплата. Если груз неделимый, владелец дороги выдает водителю специальное разрешение на перевозку тяжелого крупногабаритного груза. Таким образом, он заранее платит ущерб, который нанесет федеральной трассе. Если же груз делимый, то водитель может переместить груз с оси на ось, распределив вес по кузову равномерно, если у него нет перегруза по общей массе.

В 70% случаев перегруз идет именно по осям, и лишь в 30% случаев — по полной массе.

С июля функция осуществления весового контроля на федеральных дорогах перешла в ведение Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО. За ГИБДД остались региональные и муниципальные дороги.

«Функция весового контроля на федеральных дорогах работает с 2006 года, но раньше мы занимались только тем, что выявляли нарушения и передавали их владельцу дороги, а также сотрудникам ГИБДД, которые имели право применения административных санкций в отношении водителей, перевозчиков, грузоотправителей, — пояснила начальник отдела контроля международных перевозок УГАДН Ирина Молокова. — С 24 июля 2015 года данная функция исполняется нашим Управлением. За полтора месяца мы привлекли к ответственности 126 водителей, из них три — должностные лица. Сумма штрафных санкций составляет 531 тысячу рублей. Оплата проходит крайне медленно, так как эта функция для нас новая, пока с нарушителей взыскано всего 82 тысячи рублей».

В обновленной статье 12.21.1 КоАП появилось 11 пунктов, где четко прописана ответственность не только водителя, но еще и грузоотправителя, владельца и должностного лица. До 24 июля эта статья содержала в себе всего пять таких пунктов.

«Водители, как правило, являются заложниками ситуации, а грузоотправитель остается где-то в тени. То есть водителю дали задание, загрузили его машину, а он, не имея возможности нигде проверить груз, отправляется в путь. Поэтому мы ведем активную работу в отношении должностных лиц, а на водителей стараемся накладывать минимум штрафов. Это новая мера, новый для нас опыт. С июля штрафы стали больше, отныне четко оговорено количество процентов, хотя раньше была вилка. Также у нас появилось право остановки, скоро в ПДД тоже появится пункт, расширяющий наши полномочия», — отметила Ирина Валерьевна.

Проходим внутрь и видим, что на посту Московского тракта установлена система дорожного контроля — СДК. Перед оператором стоят два компьютера, на которые заведена динамика со стороны Екатеринбурга и Тюмени.

На мониторах видно картинку с камер наблюдения, фиксирующих заезжающий на весы автомобиль, и подробную схему самого грузовика: кузов, межосевые расстояния, нагрузки на оси и общий вес. Если у машины не наблюдается перегруза, она горит зеленым цветом и спокойно едет дальше.

Если же перегруз есть, срабатывает звуковой сигнал, а изображение машины на экране загорается красным.

«Иногда водители хитрят, не соблюдают скорость, „играют“ воздушными подушками. Иногда нарушители вообще не останавливаются, если видят, что на посту нет патрульного автомобиля. Да, их можно привлечь за такое поведение, но мы пока этим не занимаемся. Водитель все равно попадется на другом посту», — поделилась Ирина Молокова.

Статические весы тоже заведены на компьютер. На нем также отображается каждая ось, нагрузка и характер нарушения. Государственный инспектор отдела контроля международных перевозок Михаил Рыжов показал журналистам автомобиль, которому по закону разрешено перевозить только 40 тонн, а он тащит на себе 52. Его водитель будет оштрафован на 6–10 тысяч рублей.

Что касается сотрудников ГИБДД, то они не остаются в стороне. «На этом посту мы выявляем нарушения режима труда и отдыха водителей, которые осуществляют грузовые перевозки, а также техническое состояние этих автомобилей. В случае выявления нарушений составляем административный материал, проводим проверку по всем фактам нарушений. За 8 месяцев текущего года по статье 12.21.1 (за перегруз — прим. ред.) нами привлечено к ответственности более 1,5 тысяч водителей», — сообщил заместитель начальника Госавтоинспекции Тюменской области Алексей Чубаров.

Как уже говорилось выше, в отличие от федеральных дорог, региональные дороги контролируются с помощью мобильных передвижных комплексов. Как работает один из них, журналистам показали на объездной дороге.

«На сегодняшний момент у нас два таких пункта, мы можем устанавливать их в любом месте, где видим, что складывается нестандартная ситуация с загруженностью транзитными автомобилями, — рассказал заместитель начальника Главного управления строительства Тюменской области Андрей Чистяков. — Мы понимаем, что если на федеральных дорогах слишком строго будут контролировать большегрузы, транспортные потоки распределяться. Нам важно сохранять наши дороги, поэтому мы ведем тесную работу с федеральными органами».

Он также отметил, что долгое время большие опасения и вопросы вызывал участок Ишим — Бердюжье: «Там был большой поток транзитного транспорта, который шел со стороны Казахстана или в объезд Республики Казахстан. Когда нужно было либо пересекать две границы, либо поехать через Ишим — Бердюжье, все выбирали второй вариант, и дорога четвертой категории очень сильно пострадала от перегруза. Четвертая категория рассчитана на 4–6 тонн на одну ось максимум. Сегодня этот отрезок трассы восстановлен, туда направлены пункты весового контроля, ситуация нормализовалась».

Добавим, что в России есть дороги первой категории, рассчитанные на нагрузку до 12 тонн на ось. К ним можно отнести и объездную дорогу вокруг Тюмени. Дорога же на Московском тракте рассчитана лишь на 10 тонн.

"