Posted 28 декабря 2015,, 04:21

Published 28 декабря 2015,, 04:21

Modified 11 ноября 2022,, 20:24

Updated 11 ноября 2022,, 20:24

Дно или снизу постучат? Россияне отказываются от покупки автомобилей

28 декабря 2015, 04:21
Больше половины россиян не собираются покупать автомобиль в 2016 году. Таковы итоги исследования аналитического агентства «Автостат», которое опросило больше 17 тысяч россиян.

Так, доля тех, кто не будет покупать новый, заметно выше (61,5%), чем тех, кто не планирует покупку автомобиля с пробегом (52,7%) — в качестве основной причины в обоих случаях более 60% респондентов называют кризис, который «не лучшее время для покупки автомобиля». Вторая по популярности причина отказа от покупки машины — рост цен на товары, из-за которых денег на покупку автомобиля уже не хватает (50,9% на покупку нового и 44,5% на покупку авто с пробегом). 48,4% покупающих новый автомобиль и 37% выбравших подержанный ожидают снижения цен, называя действующие прайс-листы, завышенными. Четверть несостоявшихся покупателей новых автомобилей и около трети тех, кто отказался от покупки автомобиля с пробегом, смутило снижение зарплаты, а каждый пятый опрошенный причиной отказа назвал удорожание кредитов.

Ситуация в целом для российского рынка новых автомобилей в 2015 году складывается более чем критическая. В ноябре текущего года продажи сократились на 42,7 %, или на 97 860 штук по сравнению с ноябрём 2014 года, и составили 131 572 автомобилей.

В ноябре рынок новых легковых автомобилей в целом упал на 43% по сравнению с ноябрём прошлого года. По отношению к октябрю текущего года объёмы рынка увеличились на 1,9%. Наибольшее падение в ноябре показал сегмент A (-19,5%).

По отношению к ноябрю 2014 года не прибавил продажи ни один из сегментов. Меньше других по сравнению с АППГ потеряли сегменты В (-22,3%) и D (-36,4%). Вошедший в тройку лидеров сегмента B — Hyundai Solaris — даже увеличил продажи (на 13,1%). В сегменте D нарастила объёмы Geely Emgrand (+16,4%).

По итогам ноября 2015 года наименее продаваемыми автомобилями в России были автомобили сегмента А (особо малый класс) — их было продано 0,5 тыс. штук (лишь 0,4% от всего рынка), MPV (0,8 тыс. шт.; 0,7%), пикапы (1,2 тыс. шт.; 1%) и автомобили сегмента E (1,4 тыс. шт.; 1,2%).

Наиболее массовыми в России остаются автомобили сегмента B. За ноябрь их было продано 51,5 тыс. штук, их доля на рынке составила 42,1%. Лишь немного проиграл компактным машинам в популярности сегмент SUV. На его долю в ноябре пришлось 36,2% и объем в 44,2 тыс. шт.

Лидерами в своих сегментах по итогам ноября стали: Daewoo Matiz (А), Hyundai Solaris (B), Nissan Almera ©, Toyota Camry (D), Lexus ES (E), Lada Largus (LAV), KIA Soul (MPV), Toyota Hilux (Pickup) и Renault Duster (SUV).

По итогам одиннадцати месяцев 2015 года российский авторынок сократился на 34,5% до 1 454 253 автомобиля (по данным АЕВ, включая легкие коммерческие).

Три группы производителей, каждая из которых занимает более 10% рынка, распределились таким образом. Лидер — группа AvtoVAZ-Renault-Nissan, реализовавшая за 11 месяцев 2015 года 471,2 тыс. шт. (-31,0% к январю—ноябрю 2014 года, доля рынка составила 32,4%). На втором месте — Hyundai-KIA с объемом 296,9 тыс. шт. (-12,6%, с долей 20,4%). На третьем — группа Volkswagen (149,3 тыс. шт., -36,8%, с долей 10,3%). Все группы автопроизводителей, вошедшие по итогам января—ноября 2015 года в топ-10, показали падение. Самое большое падение (-62,6%) — у GM Group, минимальное — у УАЗа (-0,5%).

Среди топ-20 моделей по итогам одиннадцати месяцев 2015 года лидером осталась Lada Granta (108,7 тыс. шт.; -22,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). На втором месте — Hyundai Solaris (106,5 тыс. шт.; +1,3 % к АППГ), на третьем — KIA New Rio (88,9 тыс. шт.; +5,4%).

Наибольший рост по продажам за одиннадцать месяцев среди ТОП-20 моделей — у Datsun on-Do: +249,7% в сравнении с АППГ, поскольку модель стартовала на рынке только в октябре прошлого года. Положительную динамику показали также Skoda Rapid (+24,8%) и Kia Rio (+5,4%) и Hyundai Solaris (+1,3%). Большинство моделей, вошедших в топ-20, показали падение. У семи моделей из числа тех, кто вошел в топ-20 — падение ниже среднерыночных цифр. Самое глубокое — у кроссовера Renault Duster (-44,5%).

«Год назад рубль пикировал и покупатели штурмовали дилерские центры, чтобы использовать деньги до того момента, когда цены на автомобили начнут отражать новую реальность обменного курса. Ничего подобного не случилось в ноябре этого года, что объясняет относительное ухудшение месячных показателей года к году. Текущий год ещё не завершён, однако ожидания относительно декабря скромные, особенно в сравнении с рекордными продажами на пике короткого бума в прошлом году», — осторожно комментирует продажи председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

В меньшей степени кризис затрагивает премиальные бренды, но и они тоже ощущают снижение продаж. Что касается бюджетных моделей, то здесь прослеживается ситуация с укреплением позиций машин, производство которых локализовано в России — это позволяет компаниям максимально долго удерживать стоимость на одном уровне и повышает её не резко, а достаточно плавно, что привлекает клиентов.

По итогам 11 месяцев 2015 года они занимают 9,8% доли рынка. За январь—ноябрь было реализовано 136,8 тыс. автомобилей премиум-марок. Это на 22% меньше аналогичного показателя 2014 года.

При этом два бренда показали положительную динамику — Porsche (+19,8%) и Lexus (+2,1%). Продажи Acura составили 670 автомобилей (-18,2%). Немецкий бренд Mercedes-Benz, который остается лидером по объемам в премиум-сегменте, реализовал за 11 месяцев 38,8 тыс. автомобилей, что ниже показателя прошлого года (-13,7%). Продажи BMW снизились на 20,6%.

В то же время объем продаж автомобилей массовых марок сократился на 36% до 1 млн 257,9 тысячи штук. Ни один из брендов не показал положительную динамику. Лучше рынка выглядят УАЗ (-0,5%), Hyundai (-9,6%), KIA (-15,5%), Lada (-30,2%), Geely (-35,0%), Skoda (-35,5%). Все остальные ведущие массовые бренды продаются хуже среднерыночного. Совсем плохи дела у SsangYong (-78,2%), Honda (-76,5%), Opel (-72,6%), Peugeot (-72,5%). Их продажи упали вдвое больше среднерыночных показателей.

Стимулировать спрос бренды стараются всевозможными акциями и фирменными финансовыми программами, однако это, судя по опросу, не очень помогает. Наиболее эффективным методом привлечения клиентов всегда было обновление моделей, но каждый рестайлинг или смена поколений подразумевают рост цены на автомобиль, а в условиях кризиса это чревато даже не отсутствием всплеска спроса, а усугублением его падения. Рынок новых автомобилей в России падает уже третий год и прогноз на 2016-й ещё хуже.

Выход из ситуации некоторые дилеры находят в отказе от работы с определёнными брендами или даже сворачивании бизнеса, а компании стараются делать работу максимально эффективной — одни прекращают поставки или локальную сборку отдельных моделей, другие целиком уходят с рынка. Печально, что с каждым месяцем подобных эпизодов становится больше, не говоря уже о том, что бренды корректируют планы по выводу на российский рынок новых моделей — некоторые новинки мы не увидим вовсе, некоторые с существенным запозданием.

Снижение спроса на новые машины заставляет дилеров искать новые возможности для заработка, делая акцент на сервис и запасные части, страховые компании корректируют тарифы ОСАГО и каско, растёт стоимость топлива, повышены ставки утилизационного сбора, озвучены планы по появлению платных парковок, идёт переход на экологические стандарты «Евро-5» — всё это не может не сказаться на стоимости покупки автомобиля и его эксплуатации, что заставляет россиян отказываться от смены машины и даже экономить на её содержании.

«В стране нет хороших новостей, люди свыклись с кризисом и стали понимать, что он может продлиться годы. А тот финансовый задел, который был в прошлом году, люди, по большому счёту исчерпали и уже стали заботиться о том, как выжить завтра», — считает президент Российской ассоциации автодилеров (РОАД) Владимир Моженков.

Другое дело, что сейчас, пожалуй, наиболее подходящий момент для покупки автомобиля, поскольку у дилеров есть скидки, специальные предложения, рассчитанные до конца 2015 года — в январе ждать серьёзного дисконта не придётся, тем более, что ряд брендов уже заявил, что с Нового года скорректирует прайс-листы на свои машины в сторону повышения цены.

«Увеличение цен в начале года — уже довольно устоявшаяся практика автопроизводителей. Конечно, не все будут повышать одновременно, каждый производитель будет следовать своей маркетинговой политике. Однако всем необходимо компенсировать возрастающие затраты. А к весне — покупатели смогут адаптироваться к новым ценникам», — считает исполнительный директор аналитического агентства «Автостат», Сергей Удалов. В 2015-м стоимость выросла новых машин выросла примерно на 25% и в 2016 году ожидается корректировка ценника на те же 20–25%.

"