Posted 29 июня 2009,, 08:19

Published 29 июня 2009,, 08:19

Modified 11 ноября 2022,, 18:15

Updated 11 ноября 2022,, 18:15

О новых требованиях пожарной безопасности рассказал Юрий Лейман

29 июня 2009, 08:19
Первого мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», определивший новый подход к обеспечению пожарной безопасности. Об основных принципиально новых требованиях 23 июня докладывал на заседании КЧС и ПБ Тюменской области заместитель начальника управления государственного пожарного надзора, полковник внутренней службы Юрий Робертович Лейман.

Пресс- служба ГУ МЧС России по Тюменской области задала ему несколько вопросов, которые интересуют большинство предпринимателей области.

Каким образом осуществляется контроль над состоянием объектов малого и среднего бизнеса?

— Статьей 64 Технического регламента введено понятие Декларирования объектов, то есть обязательная подача декларации пожарной безопасности, в которой дается оценка соответствия объекта требованиям пожарной безопасности. Срок подачи декларации на действующие объекты определен до первого мая 2010 года. На новостроящиеся объекты декларация подается до ввода в эксплуатацию. Декларированию подлежат практически все объекты за небольшим исключением. В исключение попадают индивидуальные жилые дома не выше 3-х этажей, многоквартирные дома высотой не более трех этажей, состоящие из одной или нескольких блок-секций и отдельно стоящие объекты капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых не превышает 1500 квадратных метров и т. д.

Подавая декларацию, собственник объекта принимает на себя ответственность за выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, при этом ему предоставляется право самому выбирать способ обеспечения пожарной безопасности объекта защиты, который затем декларировать.

Каковы условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности?

— Законодательством впервые для собственников имущества предусмотрены два условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. Либо собственник выполняет все требования пожарной безопасности, предусмотренные нормативными документами, либо проводит расчеты, которыми показывает, что на объекте созданы достаточные условия для обеспечения безопасности людей, то есть пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Федеральным законом.

Что значит оценить пожарный риск?

Для оценки пожарного риска в составе декларации пожарной безопасности постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 272 утверждены правила проведения расчетов по оценке пожарного риска. Расчеты по оценке пожарного риска проводятся путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым МЧС России.

Расчеты по оценке пожарного риска оформляются в виде отчета, в который включаются: наименование использованной методики, описание объекта защиты, в отношении которого проведен расчет по оценке пожарного риска, результаты проведения расчетов, перечень исходных данных и используемых справочных источников информации, вывод об условиях соответствия (несоответствия) объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

То есть декларации составляются в целом на здание?

Декларация может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные, входящие в его состав здания, сооружения, строения и помещения, к которым установлены требования пожарной безопасности.

Есть ли у нас в области специалисты готовые оказывать услуги по оцеке противопожарного состояния объекта, то есть по оценке пожарных рисков?

Здесь необходимо подробнее остановиться и разъяснить некоторые особенности. Вышеуказанное законодательство предусмотрело два, на первый взгляд одинаковых понятия. Это оценка пожарного риска и Независимая же оценка пожарного риска.

Оценка пожарного риска входит в состав декларации о пожарной безопасности, и проводиться в случае невыполнения обязательных требований пожарной безопасности путем проведения расчетов для выяснения значения пожарного риска и сравнения его со значением, установленным законом. Расчеты по оценке пожарного риска могут проводиться собственником объекта. Однако, в случае привлечения третьей стороны для проведения таких работ, привлекаемая организация должна иметь аккредитацию в МЧС России.

Независимая оценка пожарного риска является отдельной формой оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности. Она проводится по желанию собственника путем привлечения аудиторской компании. Аудит пожарной безопасности является альтернативой надзорным мероприятиям, проводимым органами государственного пожарного надзора. При проведении аудита надзорные мероприятия контролирующими органами не планируются.

Аудит проводится только организациями получивших аккредитацию в МЧС России на право проведения таких работ.

В настоящее время в МЧС России прошли аккредитацию порядка 30 организаций, данные о них можно узнать на официальном сайте МЧС России.

Какие изменения внес «Технический регламент в деятельность самой противопожарной службы?

Изменены требования к размещению подразделений пожарной охраны. Дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городе и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельской местности — 20 минут не зависимо от вида пожарной охраны. В связи с этим со стороны Правительства области уже приняты определенные меры. В рамках укрепления противопожарной защиты учреждений социальной сферы Губернатором области подписано распоряжение от 26.01.2009 г.30-рп «О выделении численности», в соответствии с которым для отдельных постов пожарной охраны введено 256 единиц личного состава. В настоящее время Главным управлением приказом от 06.04.2009 г. № 169 созданы дополнительно 16 постов численностью 192 единицы.

Это решило проблему?

— Количество неприкрытых населенных пунктов сократилось с 531 до 459.

С 01 июля дополнительно создаются 12 постов численностью 64 единицы, под защиту которых попадет ещё 53 населенных пункта. Без прикрытия остаются -406.Для реализации Закона в полном объеме необходимо создать ещё 62 отдельных поста, а также 150 добровольных противопожарных формирований в малочисленных населенных пунктах, где создание отдельных постов экономически не целесообразно. Но создание постов ставит перед нами новые вопросы, главный из них — необходимость строительства пожарных депо. В настоящее время такая проблема уже существует в поселке Заречный и деревне Михайловка Вагайского района.

Пожарное депо дело дорогостоящее и не скорое. А как можно решить проблему оперативно?

— Реализация требований федерального законодательства предполагает, что на территории области создается муниципальная и добровольная пожарная охрана. На сегодня у нас за счет средств муниципальных образований содержится только два поста. Добровольная пожарная охрана создана, но её боеготовность низкая, требуется оснащение боевой одеждой, пожарно-техническим вооружением, техникой.

Кто должен решить эти задачи?

Мы рекомендуем главам городских и сельских поселений провести работу по созданию добровольных противопожарных формирований в отдаленных населённых пунктах, находящихся на расстоянии, превышающем нормативное время прибытия первых пожарных подразделений.

Зинаида Каменева, пресс- служба ГУ МЧС России по Тюменской области.

"