Posted 30 ноября 2015,, 04:15

Published 30 ноября 2015,, 04:15

Modified 11 ноября 2022,, 20:24

Updated 11 ноября 2022,, 20:24

В Тюмени нет дураков и плохих дорог. Но и денег тоже нет…

30 ноября 2015, 04:15
Хоть фраза «В России две беды: дураки и дороги» и считается апокрифичной, ею не брезгуют, когда хотят выразить мнение относительно очередей или дорожных пробок. В Тюмени же все обстоит иначе: о дорогах отзываются хорошо те, кто по ним ездит круглые сутки. Людей тоже уважительно называют пассажирами. Таксисты! Люди, которым можно верить на слово.

Услугами такси я пользуюсь не часто и только по острой необходимости. Не привыкла к такому способу передвижения. Для меня роднее автобус, велосипед, пешая прогулка. Но если нужно срочно, если времени в обрез, то такси — это самый верный способ везде успеть. Вот и в этот раз, спеша по очередным неотложным делам, я набрала номер такси и заказала машину: «из пункта А в пункт D, проездом через C… ну и давайте заскочим в B, чего уж там». Села в машину, размышляя о том, что вот так проходит день за днем, в бешеном ритме. Что даже работая в сфере СМИ и находясь в курсе городской жизни, не знаешь родного города: его проблем, его «болезней», его печалей и радостей. «Здравствуйте, поехали». «Здравствуйте».

Чистый салон, аккуратный и внимательный водитель, музыка фоном и никаких посторонних запахов. Ехать долго, но приятно. И город из окна авто какой-то другой, настоящий что ли. Вот и шеф заметил улыбку на моем лице, добродушно улыбнулся и сказал: «Удачное время, доедем без пробок». Так и завязался наш разговор с Сергеем (имя изменено) — человеком, который за полчаса познакомил меня с родным город заново.

Сергей — таксист с 11-летним стажем. Начинал в начале 2000-х и до сих пор остается верен своей профессии. Да, именно, профессии. Потому что быть таксистом может не каждый: это и опыт, и навыки, и квалификация. «Только на таксиста нигде не учат, а надо бы», — вздыхает Сергей.

Проблема № 1. Непрофессионализм. Профессия «таксист», а тут Сергей подчеркивает, что это именно профессия, — это тяжелый и опасный труд. Сюда идут далеко не от безделья. Здесь, как и в любой другой профессии, есть свои особенности, которые познаешь с опытом. Единственное, что опыт приходит только с собственными ошибками. Нет еще профучилищ, которые бы подготовили человека морально и дали бы хоть какую-то теорию. Вот и приходят иногда «случайные» люди, думают, что тут можно заработать «легкие» деньги. Города не знают, попадают в неприятные ситуации: хамство, недобросовестные попутчики. Таксист — это психолог высшей квалификации. Он должен правильно оценить человека, суметь корректно отреагировать на неадекватное поведение пассажира, поддержать разговор и если нужно, дать совет. Он должен знать все: от расписания поездов и самолетов, до недорогих магазинов женских колготок. Пассажиры все разные, но все они хотят получить одну услугу — качественно добраться до пункта назначения. Качественно! А для этого нужно быть профессионалом.

«Но радует то, что несмотря на кризис, сумасшедший ритм жизни, люди в общем не стали злее. Наоборот, душевнее стали. Вот едет человек с работы или по делам, расслабленный, ведет с тобой непринужденный разговор. Бывает, конечно, что и хамы попадаются, и хулиганы, и подвыпившие изрядно. Но в общем, хорошие нынче пассажиры. Тут я доволен».

Проблема № 2. Несанкционированное ограждение территорий. Сергей рассказал, что недалеко от привокзальной площади некое частное лицо решило оградить территорию своего жилища шлагбаумом. Но сделано это было там, где, в общем-то, проходит общественная дорога. Это лишило возможности таксистов, пассажиров и водителей объехать пробки, сократить себе путь, сэкономить время. Хотя оснований для установки данного ограждения город не давал. По дворам тоже не всегда можно проехать, то тупик, то блоки. Но тут жильцов тоже можно понять, все же двор должен быть безопасным.

«Зато с дорогами у нас полный порядок. Ехать одно удовольствие. Мне часто приходится возить приезжих, так они говорят, что в Тюмени лучшие дороги. Новые мосты радуют, новые развязки очень удобные. Хотя не мешало бы разгрузить улицу Комсомольскую, там постоянные пробки, сама дорога неровная, вся в выбоинах и ямах».

Проблема № 3. Культура вождения. Вот это очень острая проблема, потому что автомобилей стало много, все хотят пересесть на личный транспорт. Правила дорожного движения часто не соблюдают, водители халатно относятся к пешеходам и по-хамски друг к другу.

Проблема № 4. Светофоры. Несмотря на то, что большинство светофоров ночью переводится в режим моргающего желтого, есть участки, где они продолжают полноценно работать. Это очень неудобно. Ночью, по словам Сергея, дороги не перегружены, и случается, что стоишь один на светофоре и пережидаешь красный. В разы разгрузить дороги и уменьшить ненавистные пробки поможет установка светофоров по требованию.

Проблема № 5. Сойтись в цене. Такси — это не роскошь, а средство передвижения. Вот так можно переиначить знаменитую фразу из фильма «Берегись автомобиля». Но сделать так, чтобы и пассажир не скупился, и таксист не остался в обиде — задача не простая, а сегодня с трудом выполнимая. Представители фирм такси стараются привлечь клиентов акциями и сниженным прайсом, услуги такси обесцениваются. Пассажиры не готовы платить много, а для таксистов (тех, кто в профессии) это чаще всего единственный заработок. Были случаи, когда 1 км проезда в такси по городу стоил 10 рублей, а проезд в автобусе — 22 рубля. В то время, как себестоимость одного километра на отечественном авто с учетом всех затрат еще до повышения курса доллара составляла 20 рублей. И это был минимум.

Вот так слово за слово мы добрались до места. Впереди у меня насыщенный рабочий день. У Сергея — не менее насыщенные будни. Каждый делает свое дело профессионально, поэтому достоин комфортных условий труда и гарантий: социальных, финансовых. Я благодаря Сергею с успехом добралась до места. А кто обеспечит гарантией таксиста? Кто заверит, что ему встретится добросовестный пассажир или автомобиль не попадет в аварию из-за открытого люка? Наверное, только господин Случай!

Елена Красильникова

"